Россия и Азербайджан шагнули в будущее вместе
Читать на сайте Вестник КавказаВ сюжете о прокачке азербайджанской нефти по трубопроводу "Баку-Новороссийск" накануне была поставлена точка, когда Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР / SOCAR) опубликовала на своем официальном сайте краткое сообщение о заключении нового контракта с российским трубопроводным оператором "Транснефть". "Соглашение подписано на основании взаимовыгодных коммерческих условий, возобновление транспортировки нефти через территорию России создаст возможности для расширения маршрутов экспорта азербайджанской нефти на мировые рынки", - гласили короткие пояснения на сайте SOCAR.
Сама "Транснефть" сегодня официально подтвердила "Вестнику Кавказа" заключение контракта, но отказалась, как и SOCAR, называть условия сделки, ссылаясь на то, что договор представляет собой коммерческий документ, а значит, его содержание является коммерческой тайной. Однако у продолжения прокачки нефти из Азербайджана в Россию есть не только коммерческая сторона, несмотря на то, что соглашение заключено между хозяйствующими субъектами, а не правительствами двух стран. Своими соображениями о вчерашнем событии поделились депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков и руководитель аналитического отдела по изучению постсоветского пространства ИАЦ МГУ имени М. В. Ломоносова, эксперт "Вестника Кавказа" Андрей Петров.
Так, Расим Мусабеков в первую очередь заметил, что, несмотря на отсутствие конкретных сведений об условиях контракта, нет сомнений в том, что экономическая эффективность проекта как для "Транснефти", так и для SOCAR, вышла при заключении контракта на первый план. "Безусловно, Азербайджан всегда демонстрировал свою заинтересованность в сотрудничестве с Россией, разумеется, в тех случаях, когда это приносит выгоду обеим сторонам. Поскольку соглашение уже не межправительственное, а между хозяйствующими субъектами, главным моментом в нем мог стать экономический обоюдный интерес. Также отмечу, что участок трубы от Баку до границы Азербайджана принадлежит SOCAR, и компании, конечно, выгоднее, когда труба используется, а не консервируется", - напомнил политолог.
Тем не менее, по его словам, элементы политического решения, касающиеся сохранения добрососедских и партнерских отношений двух стран не могли не иметь место при проведении переговоров и подписании контракта. "В конце концов, не стоит забывать, что SOCAR хоть и хозяйствующий субъект, но это нефтяная компания со стопроцентной государственной собственностью, а "Транснефть" является государственной нефтяной компанией. Так что политический компонент очевиден", - сказал Мусабеков, добавив, что договор можно считать шагом на новый уровень развития российско-азербайджанского сотрудничества.
Как заявил Андрей Петров, конкретные цифры тарифов и объемов прокачки - это личное дело двух компаний, но само событие имеет важное значение в рамках отношений России и Азербайджана. "После ухода российских военных из Габалинской РЛС трубопровод "Баку-Новороссийск" стал едва ли не символом неразрывности исторических связей России и Азербайджана. Когда-то это была нефтяная артерия, по которой черное золото поступало на азербайджанские заводы, затем времена изменились, страна распалась и нефть потекла в обратную сторону. Для людей, далеких от подсчета выгод и потерь от транзита азербайджанской нефти через территорию РФ, эта труба оставалась свидетельством дружбы и желания сотрудничества двух стран. Поэтому то, что для компаний звучит как "диверсификация экспорта" и "коммерчески выгодные условия", для стран означает "мы вместе". Именно это заявление о сохранении наших партнерских отношений представляется мне наиболее значительным в произошедшем накануне событии", - подчеркнул Андрей Петров.