Низовая коррупция вернулась в Грузию?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Арест и двухмесячное тюремное заключение главы управления госзакупок хозяйственно-финансового департамента МВД Грузии Георгия Баджелидзе оказался для грузинского общества едва ли не большей сенсацией, чем оглашенный накануне обвинительный приговор экс-премьер-министру Вано Мерабишвили - в первую очередь потому, что высокопоставленных чиновников, тем более из МВД, в стране давно не арестовывали по обвинению в коррупции. Этого не отрицают и в самом ведомстве, однако о деталях предпочитают не распространятся пресс-секретарь МВД Нино Гиоргобиани подтвердила, что Баджелидзе вменяется в вину некое коррупционное преступление, но умолчала, в чем конкретно.

Такое умолчание, разумеется, дало богатую почву для слухов, заполнивших с пятницы Тбилиси. Так, часть экспертов утверждает, что чиновник повинен в закупках дорогостоящей мебели, машин и компьютеров для представителей МВД. Эта версия вытекает из разразившегося совсем недавно скандала, связанной с фигурой нового секретаря Совета национальной безопасности Ириной Имерлишвили, которая купила за госсчет новый автомобиль Toyota Land Cruiser, планшет iPad и телефон iPhone 5. Однако за Имерлишвили вступился сам премьер-министр Ираклий Гарибашвили, по словам которого, "в компьютеризации" чиновников ничего предосудительного нет (хотя как с компьютеризацией связана покупка "Тойоты", неясно).

Тем не менее, версия об аресте за покупку предметов роскоши для вышестоящих чиновников не выдерживает критики, ведь если премьер не видит проблемы в покупке дорогой техники секретарем СНБ, то какие могут быть вопросы к Баджелидзе, выполняющему свои обязанности "начальника закупок" по указанию руководства? Однако есть другая версия: чиновника уличили во взятке. По информации "Вестника Кавказа", суть обвинений состоит в том, что Баджелидзе получил откат от одной крупной сделки в ходе приобретения мебели. Эти сведения подтверждаются сразу несколькими источниками и наводят на неприятную мысль, что в Грузию возвращается коррупция в ее классическом виде.

Напомним, что во времена президента Михаила Саакашвили взяточничество на низовом и среднем уровне чиновничьей лестницы было в буквальном смысле "выжжено каленым железом" не счесть полицейских, попавших за решетку в первые годы после "революции роз" на 8-9 лет за 20-долларовую взятку. "Откат" такого слова грузинские граждане не слышали уже очень давно, ведь мелкие чиновники, опасаясь провокаций, забыли и думать о таком способе наживы: человек со взяткой всегда мог оказаться агентом спецслужб с видеокамерой на груди.

Безусловно, при Саакашвили пышным цветом расцвела коррупция на элитарном уровне, "крышевание" политическими элитами крупного грузинского бизнеса. Однако для обычных жителей Грузии "ежедневная коррупция" куда заметнее, чем нелегальный и негласный контроль над целыми отраслями производства. Поэтому арест Георгия Баджелидзе воспринимается сегодня в стране как сигнал о возвращении "старых добрых времен Шеварднадзе" в государство, отошедшее от "жестокостей режима Саакашвили". А значит, в Грузии вновь могут появиться взятки как обязательное условие работы с чиновниками на низовом уровне от тендера по закупке стульев для школьного буфета до самой незначительной справки.