Парадоксы грузинских СМИ
Читать на сайте Вестник КавказаМеждународная организация "Репортеры без границ" опубликовала очередной "Индекс свободы прессы в мире", в котором Грузия занимает сотое место. За год после смены власти страна улучшила свой показатель на четре пункта.
Разумеется, рейтинг международной правозащитной организации – не святое писание и к нему можно относиться критически. Как известно, подобные "рейтинговые агентства" очень не любят (это их общий знаменатель) дискутировать о критериях, на основе которых они выносят свой вердикт. Впрочем, последние данные о Грузии свидетельствуют, что главной из них остается уровень непосредственного или опосредованного влияния госструктур на работу СМИ. В гораздо большей степени, чем влияние, скажем крупного бизнеса, который в Грузии (как, впрочем, и в любой стране) пытается контролировать информационные потоки через контроль наиболее серьезных и влиятельных СМИ.
Чем же конкретно обусловлено некоторое "повышение" Грузии в рейтинге? В первую очередь изменением основного свойства телевизионного пространства: прежние власти во главе с Михаилом Саакашвили делали все, чтобы общенациональные телеканалы проводили "правильную линию". Две лучшие телекомпании – "Имеди" и "Рустави-2" - принадлежали бизнесменам, близким к властям. Отличие от аналогичной ситуации в некоторых других постсоветских государствах в том, что если в олигархической системе крупный бизнес контролирует власть посредством СМИ, защищая тем самым себя и свои интересы, то в Грузии времен Саакашвили конфигурация имела несколько иную форму: власти жестко контролировали бизнес, прикармливая олигархов крупными проектами, а их телекомпании – ежегодным списанием налоговой задолженности.
То есть, Мишико создал систему дотирования телекомпаний, покупая таким способом их лояльность. Понятно, что ежегодное списание налоговой задолженности большое подспорье для телекомпаний в маленькой стране с ограниченным рынком рекламы, где телевидение по определению не может быть прибыльным предприятием в случае уплаты всех налогов.
Новые власти отказались от подобных дотаций и любого вмешательства в телевизионные дела, но результат парадоксален: своеобразное дотирование телекомпаний позволяло создавать качественный продукт в виде различных шоу и конкурсов вполне европейского уровня. Достаточно назвать ежегодные конкурсы "Танцуют звезды" на "ТВ–Имеди" или конкурс молодых певцов на "Рустави-2 ". Теперь этому разнообразию и празднику вкуса может придти конец. Телекомпании вынуждены заполнить эфир и привлекать зрителей лишь за счет скандальных ток-шоу, а не созданием качественного телепродукта, приносящего пользу обществу, то есть воспитывающего в людях чувство стиля и вкуса.
Другое дело, что режим Саакашвили кулуарно использовал этот рычаг давления в политических целях, вместо поощрения креатива с помощью легальных льгот для создателей качественного телепродукта.
Но для схематичного и "линейного" рейтинга международных агентств подобные нюансы не существенны. Парадоксальности они боятся как черти ладана.
Что касается печатных изданий, то в Грузии это мизерный сегмент медиапространства, поскольку тираж самых "продвинутых" газет и еженедельников не превышает 3 000 в четырехмиллионной стране.