Новая украинская геополитика
Читать на сайте Вестник КавказаОсновным условием вступления в действие закона об амнистии в отношении участников массовых беспорядков на Украине было освобождение правительственных зданий и разблокирование улиц до сегодняшнего дня. Вчера утром это требование начало выполняться - активисты «Евромайдана» освободили здание Киевской городской государственной администрации, частично разблокировали улицу Грушевского в центре Киева, ведущую к зданию правительства и Верховной раде, а также освободили Тернопольскую, Ивано-Франковскую, Львовскую и Полтавскую горадминистрации. Это очень порадовало главу Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу и верховного представителя Евросоюза по вопросам внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон. Они думают, что все это поможет в поиске политического решения кризиса на Украине.
Эксперты, однако, считают, что причины украинского кризиса гораздо глубже, чем представляются европейцам. Руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, профессор Борис Шмелев уверен, что "к концу 2000-х стало очевидно, что отношения между Россией и Западом обостряются, и Россия развернулась в сторону постсоветского пространства, выдвинув концепцию евразийской интеграции, Евразийского союза. Запад встретил эту концепцию в штыки. Столкнулись два очень сильных геополитических соперника - Россия заявила о своем проекте, а у ЕС был свой проект «Восточное партнерство». И на сегодняшний день наиболее жестко эти геополитические противоречия, столкновения проявляются на Украине".
Шмелев думает, что "в предыдущие годы столкновение геополитических интересов происходило и в других субрегионах постсоветского пространства. Это Кавказ (Грузия), частично Центральная Азия, мы видели это также на примере отношений Запада с Белоруссией и России с Белоруссией. Россия встретилась с мощным вызовом, и здесь встает два вопроса. Первый - зачем это постсоветское пространство нужно России. Второй вопрос – есть ли у России политическая воля и необходимые ресурсы, чтобы проводить на этом пространстве активную политику и влиять на происходящие здесь процессы.
До последнего времени ответы на эти вопросы были достаточно расплывчатыми. Были разные точки зрения. Одна заключалась в том, что нам постсоветское пространство вовсе не нужно, наша цель – Запад, мы должны идти в Европу, наши отношения должны развиваться с ЕС, там наше счастье, там наше будущее. Но постепенно стало понятно, что с Европой отношения не складываются так, как хотелось бы. Теперь мы развернулись в сторону Евразийского пространства. В нынешней ситуации России и ЕС было бы целесообразно договориться о совместных действиях и на постсоветском пространстве, и конкретно в Украине".
Однако замдиректора Института стран СНГ Игорь Шишкин считает, что Запад всегда руководствуется только собственными интересами: "Если для этих интересов нужно использовать каких-нибудь подонков, фашистов – то используют подонков и фашистов. Главное, делают ли они нужное дело. Если потом нужно будет их зачистить – их зачистят, сказав: "Здесь были нехорошие ребята, и с этим разберутся". Мы это уже проходили на примере арабской весны".
Шишкин убежден, что для Запада неприемлемо любое интеграционное объединение на постсоветском пространстве, которое может поставить под сомнение его контроль над Евразией: "То, что сейчас полыхнуло на Украине – это прямое следствие начала интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Еще Лев Гумилев сформулировал тезис, что разъединится в Евразии – значит поставить себя под контроль соседей, далеко не милостивых и миролюбивых. Это было сказано, когда еще существовал Советский Союз. В 1990-е мы это увидели. Если мы не объединим Евразию в той или иной форме, которая соответствует XXI веку, то мы будем объектом чужой геополитики. Когда говорится о том, что полыхнуло на Украине именно для того, чтобы предотвратить интеграционные процессы, это опасность для Украины. Там сейчас борются не за Украину, не за то, чтобы ее присоединить к ЕС, борются за то, чтобы она не интегрировалась с Россией. Их совершенно не волнует, кто будет кормить и что будет с людьми, если там пойдет дальнейшая заваруха".