Баку-Новороссийск: на круги своя?
Читать на сайте Вестник КавказаЭксперт "Вестника Кавказа" Юрий Глушков, комментируя возобновление переговоров между Госнефтекомпанией Азербайджана (ГНКАР) и российским трубопроводным монополистом "Транснефтью" о заключении нового коммерческого соглашения о прокачке азербайджанской нефти через Россию, отметил, что это "не стало неожиданностью". По мнению эксперта, "несмотря на заявления сторон о полной готовности прекратить сотрудничество и консервировать трубу, всегда следовали оговорки, что если в случае чего, то работа с нефтепроводом будет продолжена".
Вопрос, по словам Глушкова, состоит в том, "что именно произошло за неделю до прекращения действия межправительственного соглашения?"
"Можно предположить, что импульсом для ГНКАР обратиться к "Транснефти" послужили встречи президента Азербайджана Ильхама Алиева во время его визита в Россию на открытие зимних Олимпийских игр в Сочи", - заявил эксперт.
"Задача двух госкомпаний на первый взгляд достаточно проста - заключить новое коммерческое соглашение на уровне двух хозяйствующих субъектов по примеру того, что действует между "Газпромом" и ГНКАР о продаже азербайджанского газа российским потребителям. Но сложности, как это часто бывает, заключаются в деталях", - сказал Глушков.
"В российской прессе и, в частности, на "Вестнике Кавказа" был дан достаточно серьезный анализ ожиданий сторон от нового соглашения. Смогут ли стороны, несколько лет ведущие диалог относительно параметров контракта, достичь компромиссных параметров сделки, сказать трудно. Обращение ГНКАР к "Транснефти" следует рассматривать как стремление азербайджанской стороны сохранить российское направление экспорта своей нефти как стратегическое", - считает эксперт.
"Сколько здесь политики, а сколько экономики? Наверно поровну. У трубопровода Баку-Новороссийск нет ощутимых преимуществ перед основным экспортным нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан, выводящим азербайджанскую нефть в Средиземное море. Однако в Баку всегда признавали, что само наличие такой возможности направлять нефть через Россию служит интересам политики диверсификации экспортных поставок и страховкой от форс-мажоров на других маршрутах. Не случайно, что именно в неспокойном 2008 году через Баку-Новороссийск был прокачан рекордный объем азербайджанской нефти", - отметил Глушков.
По словам эксперта, "еще одним стимулом для ГНКАР выйти на диалог с "Транснефтью" возможно послужила нынешняя неготовность крупнейшей российской нефтедобывающей компании "Роснефть" развивать идею реверса трубы до Баку".
Глушков считает, что "основным препятствием для нового витка переговоров ГНКАР и "Транснефти" вновь может стать требование россиян гарантировать определенный ежегодный объем прокачки нефти. Для Госнефтекомпании Азербайджана это проблематично. Так, в предыдущем соглашении объем прокачки был указан до 5 млн тонн нефти в год. Именно это частица "до" давала азербайджанской стороне возможность прокачивать меньшие объемы, тем временем как "Транснефть" ожидала транспортировки именно 5 млн тонн".
"Упоминание соглашения ГНКАР с "Газпромом" не случайно, поскольку в нем также прописаны большие объемы азербайджанского газа, нежели российская компания в реальности отбирает из трубы. Однако это не мешает эффективному сотрудничеству хозяйствующих субъектов", - заключил эксперт.