Юрий Розум: "Чеченцы – это огонь, сила, темперамент"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Народный артист России Юрий Розум, отмечающий в феврале свое 60-летие, прославился не только своей виртуозной игрой на фортепьяно, но и благотворительной деятельностью – его Международный благотворительный фонд помогает музыкально одаренным детям. Как выяснил корреспондент "Вестника Кавказа", Розум считает Кавказ своей историей.

- Юрий Александрович, что вас связывает с Кавказом?

- Там мои любимые места, там и личные контакты и дружба. Это история моей жизни. В детстве я каждое лето проводил в Сухуми и в Новом Афоне, потому что самые близкие друзья моих родителей были жителями Сухуми.
Мой первый сольный концерт, когда я еще учился в консерватории, состоялся в Баку, в Бакинской консерватории. А первый выездной уже профессиональный концерт, гастрольный, был в Ереване. С тех пор с этими городами у меня очень тесная связь.

- Давно гастролировали на Кавказе?

- Недавно я играл в роскошной Бакинской филармонии, в этом потрясающем Овальном зале. У нас был концерт с бакинской звездой Фидан Касимовой. Это потрясающая дива, азербайджанская Монсерат Кабалье - по таланту и по качеству голоса.
В Ереван не так давно мы ездили с Союзом православных меценатов. Ребята, мои друзья, возили туда выставку икон, а я играл концерты и встречался с местными музыкантами. Это было замечательно, потому что последний раз я приезжал в Ереван, когда он переживал самые тяжелые времена, когда не было воды, когда не было электричества, я жил в какой-то комнатенке, которую снимала филармония, - без света, со свечкой и с ванной, наполненной водой, чтобы умыться. Но это были совершенно роскошные концерты. Я помню этот дух, который был совершенно несгибаемым. Филармонический был полон. Оркестром очень высокого уровня руководил тогда Лорис Чкнаворян, армянский дирижер, он родился в Иране, учился в Австрии - замечательный музыкант. Мы с ним очень дружили, и я ежегодно туда приезжал.
Потом было много лет, когда я не видел Армении. И вот приехал сейчас. Ереван — цветущий город, радостные, красивые люди. Мне было очень приятно, и мы договорились о новых проектах, новых концертах. Я, конечно, туда приеду снова. У меня очень много друзей-армян.
На днях был мой концерт в Москве, и я пригласил замечательного певца, моего друга Арсена Согомоняна, солиста оперного театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, лауреата государственной премии Армении, замечательного баритона. Мы с ним очень часто выступаем, он является послом доброй воли моего фонда.
Причем я дружу с представителями самых разных профессий, на днях на концерт приходил Сурен Казумян, производитель одного из лучших в мире коньяков. В общем, говорить часами про моих друзей и по азербайджанской линии, и по армянской линии.

- А "по грузинской линии"?

- В Грузии я, к сожалению, с советских времен, наверное, где-то с 1980-х годов, не был ни разу. Очень хочу поехать. С Грузией меня связывают очень теплые дружеские отношения с Тамарой Гвердцители. Она член попечительского совета моего фонда. Она очень много делает для фонда и, надеюсь, сумеет выступить на моем юбилейном концерте в большом зале 22 февраля. Так же, как и Зураб Соткилава. Это тоже очень близкий для меня человек, которым я восторгаюсь бесконечно. Я считаю, что это явление для книги рекордов Гиннеса, когда тенор уже в таком возрасте, уже на восьмом десятке, звучит божественно! Грузины такой талантливейший народ! Очень много у меня грузин по всему миру в друзьях, а вот в самой Грузии я не был с тех пор уже, наверное, лет 30. Очень надеюсь, что скоро поеду.

- Бываете ли вы на Северном Кавказе?

- Сейчас реализуется проект, связанный с Чечней. Я там тоже с советских времен не был. Я видел еще такой достойный коммунистический Грозный. Помню, красивый город, очень красивые люди. И помню свое ощущение от села Сержень-Юрт, где жили мои друзья. Я у них провел пару недель там и видел пляски на центральной площади, просто под гармошку или даже под запись, видел, молодые ребята и взрослые, даже старики, танцуют лезгинку. Тогда я понял — сильнее этого народа просто нет, потому что это такой огонь, это такая сила, это такой темперамент! Вы знаете, у Фальи (испанский композитор Мануэль де Фалья, - прим. "ВК") есть произведение «Танец огня». Вот это пляска огня! Там даже испанцам нечего делать. Конечно, это совершенно уникальная по своей силе и гордости нация.
Сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы туда приехать с сольными концертами, даже не только с сольным, а чтобы еще привезти каких-то друзей фонда.
Но, конечно, из всего Северного Кавказа для меня самая близкая республика — это Дагестан. Во-первых, я там раньше много выступал и часто бывал. Были очень близкие друзья, и они остались. Мой выдающийся друг, Рамазан Абдулатипов, которого я знаю уже много лет, привлек меня к сотрудничеству с Университетом культуры и искусства, когда был ректором. Он меня привлекал ко всем своим проектам в разных городах, когда происходил форум мировых вузов культуры в мировом культурном пространстве.

- Абдулатипов вас приглашал в Дагестан?

- Я выступал во многих местах - и Брянск, и Душанбе, и Стамбул. Езжу везде, куда он меня зовет... Я настолько его уважаю, что отменяю свои другие мероприятия и еду туда. Я стараюсь быть рядом с ним, потому что он делает невероятные благородные дела, несет высоко миссию миротворца, и не просто формального миротворца. Он знает души народов. Он чувствует каждого. Он знает, что такое культура. Культурнейший человек сам, знающий. Я его выступления всегда слушаю как завороженный. Он говорит: «Я готовился всю ночь, а сейчас сказал совершенно другое». Это сплошная импровизация, но она основана на высочайшей культуре и глубочайших знаниях.
Сейчас мы планируем в конце апреля, в 20-х числах форум культуры в Дагестане. Когда мне позвонили, я сказал, конечно, приеду. У меня эти даты совпадали с моим ежегодным фестивалем, который мы проводим в Подмосковье. Но я передвинул сроки фестиваля - еще была такая возможность — чтобы оказаться на этом форуме. Приеду в Махачкалу после всех этих драматических событий. Потому что я был там только совсем в мирное время.