Кланы Дагестана -1
Читать на сайте Вестник КавказаВ Дагестане как ячейку общества рассматривают не только семью, но и тухум - более крупный родственный союз, состоящий из нескольких семей. Одна такая ячейка включает в себя от трех до 15 семей. Это союз братьев, кузенов, и в некоторых случаях троюродных братьев. Тухум становится более организованным и сплоченным, когда родственники начинают кооперироваться в бизнесе или на госслужбе. Даже простые строители объединяются в группы и бригадами нанимаются на работу. И в малом, и в крупном бизнесе, риск, что тебя не ограбят, можно минимизировать, доверившись родственникам. В такой своеобразной конкуренции тухумов, одиночкам трудно добиться успеха.
С начала 1990-х ослабление государственных институтов привело к усилению отдельных тухумов. За 25 лет они превратились в мощные политические объединения. Кланы включают не только родственников и односельчан, но и выходцев из одного района. Такие крупные кланы контролируют целые города и районы, имеют свой бизнес за пределами республики, и лоббистов на федеральном уровне. Без согласия, учета интересов этих родственно-политических объединений сложно реализовать даже небольшой бизнес-проект. Инвесторы не смогут открыть бизнес, без согласия главы города или района. Получить согласие можно, если есть личная выгода. Если же глава района не заинтересован в проекте, то бизнесу не дадут хода. Родственники и друзья глав муниципалитетов работают в судах, налоговых и правоохранительных органах.
Процесс укрупнения политических групп, объединенных по национальному и родственному признаку, не завершился. Их в республике несколько десятков, но нет абсолютного доминирования одного из кланов. Нездоровая конкуренция ухудшает инвестиционный климат и благоприятствует распространению экстремизма. Конкуренция есть там, где ее не должно быть – на госслужбе, в борьбе за контроль над крупными активами, зато в среднем и малом бизнесе конкуренцию постоянно ограничивают.
Москва назначает руководителя региона и глав силовых ведомств. Но без поддержки хотя бы нескольких влиятельных правящих альянсов он обречен стать "свадебным генералом". В 2010 году председателем правительства был назначен Магомед Абдуллаев - интеллигент, профессиональный юрист, учившийся вместе с Дмитрием Медведевым в аспирантуре. Но у Абдулаева нет своего большого правящего тухума. Его родственники занимались пчеловодством в горном селе. До назначения премьером он занимал должность начальника одного из отделов в правительстве, и нашел рынок сбыта родственникам-пчеловодам, предлагая натуральный мед чиновникам правительства, за что СМИ и прозвали его медовиком.
Абдулаев стал вторым лицом в Дагестане при поддержке Дмитрия Медведева. По негласному порядку распределения трех главных постов, Магомед Абдуллаев представлял самую многочисленную народность, аварцев. И тем не менее при решении значимых вопросов, его отодвигали.
Очевидно, что монополия кланов тормозит развитие экономики. Инвесторам невыгодно заключать коррупционные теневые сделки.
Продолжение следует