У Ирана и США нормальные деловые отношения
Читать на сайте Вестник КавказаЭкс-госсекретарь США Хиллари Клинтон в переписке с американским сенатором-демократом Карлом Левином высказалась против введения новых санкций в отношении Ирана, сообщает "Интерфакс". "Сейчас, когда в ведутся серьезные переговоры, мы должны сделать все возможное, чтобы проверить, смогут ли они привести к решению проблемы на постоянной основе", - написала Клинтон. Она не питает иллюзий в отношении того, что достичь такого соглашения будет просто, однако у нее меня "нет сомнений, что сейчас то время, когда надо дать дипломатии пространство для действий". Между тем более половины сенаторов выступают за новые санкции против Ирана, если ведущиеся переговоры по заключению всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе не завершатся успехом. Возможно, позиция Клинтон объясняется тем, что уровень враждебности между США и Ираном сильно переоценен.
По мнению президента Института религии и политики Александра Игнатенко, "американцы сдвигаются в своем отношении в сторону Ирана. Не надо переоценивать уровень враждебности между Ираном и США. Приведу только один факт, связанный с вторжением в Ирак в 2003. Это вторжение готовили американцы и войска антииракской, антисаддамовской коалиции. Но очень большую роль в этом вторжении сыграл корпус Бадр, который формировался на территории Ирана из иракцев (Корпус Бадр был сформирован из иракских шиитов и воевали на стороне аятолл против Саддама Хуссейна во время ирано-иракской войны. База организации до американской оккупации Ирака находилась на территории Ирана, - прим. ред.) И кто там работал? С аятоллами, с иранскими спецслужбами работали ЦРУшники, реализуя одну из операций. То есть у них как минимум с 2003 года между американцами и иранцами нормальные деловые отношения. И эти отношения выстраивались и укреплялись все это время".
Игнатенко также обратил внимание на экспертные вбросы о том, что "за кулисами идут переговоры между израильтянами и иранцами, между израильтянами и саудовцами, которые втягивают израильтян в то, чтобы они нанесли удар по Ирану, а израильтяне упираются и говорят, что дураков нет. Эти процессы трудно было себе представить еще 20-30 лет тому назад".
Против санкций в отношении Ирана, как известно, выступает и Москва. Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров уверен, что санкции вредят коллективной работе. "Мы предложили концепцию, принципы поэтапности и взаимности, и эта концепция также предусматривает признание права Ирана на мирную ядерную энергетику, включая обогащение Ирана для этих целей, под плотным контролем МАГАТЭ и в рамках всех тех прав, которые есть у неядерных членов договора о нераспространении ядерного оружия. Это первый этап, он расчитан на шесть месяцев. Но второй этап начнется не по истечении первого, а уже сейчас. Стоит задача договориться об окончательном урегулировании всех проблем, связанных с иранской ядерной программой. В документе, который был одобрен 24 ноября в Женеве группой 5+1 вместе с иранским министром иностранных дел, говорится, что пакет окончательных договоренностей об урегулировании должен включать и согласованный уровень иранской ядерной программы, включая уровень объема обогащения урана для целей мирной ядерной деятельности".
"Когда все вопросы будут сняты, должны быть отменены и все санкции, включая санкции, которые были введены по линии Совета Безопасности ООН. Это очень сложная работа, - считает Лавров. - Я не берусь предсказывать, как скоро она завершится, какое время она займет, но мы будем твердо добиваться того, чтобы это произошло оперативно, и чтобы не было искусственных препятствий, искусственного затягивания этих переговоров. Насколько я могу судить, остальные члены группы 5+1 и Иран придерживаются такой же позиции, что дает основания для осторожного оптимизма".