"Баку-Новороссийск": не конец истории

Читать на сайте Вестник Кавказа

Последние статистические данные перед закрытием экспорта азербайджанской нефти по трубопроводу "Баку-Новороссийск" были опубликованы сегодня Управлением маркетинга и экономических операций Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR / ГНКАР). За январь этого года по трубопроводу было транспортировано 84739 т нефти из общего объема в 2 млн т.

Причин, по которым экспорт по северному направлению из года в год колебался вокруг точки в 2 млн т в год (2013 - 1,751 млн т, 2012 - 2,064 млн т, 2011 - 1,988 млн т), было несколько. В СМИ принято при этом упоминать о завышенных тарифах "Транснефти", и здесь следует разобраться в цифрах. Часто упоминаемые $15,7 за тонну - это тариф, определенный договором 1996 года, согласно которому запланированные объемы азербайджанских поставок должны были составлять минимум 5 млн т нефти в год.

Но тариф в $15,7 действовал только при выполнении минимума в 5 млн т, в действительности из-за недостаточных объемов применялась индексация и прокачка тонны нефти обходилась SOCAR в $16. При этом задуматься об экономической целесообразности поставок по "Баку-Новороссийск" заставила не эта сумма, а запланированные "Транснефтью" новые тарифы: от заманчивых 400 рублей за тонну при 5 млн т в год до 700-720 рублей за тонну при объемах прошлого года. Вероятно, плавающий тариф предполагался как инструмент поощрения роста экспорта по российскому трубопроводу, однако на деле сделал текущее сотрудничество нерентабельным.

Другая, намного реже упоминаемая проблема - отсутствие банка качества, то есть методики компенсации удешевления нефти из-за ее смешения в трубопроводе с менее качественными сортами. Как известно, на территории России банк качества есть лишь у Каспийского трубопроводного консорциума, а монополист российских трубопроводов "Транснефть" только планирует вводить подобную систему. Между тем с 1996 года азербайджанская легкая нефть марки Azeri Light (0,15% серы) экспортируется под маркой более тяжелой российской смеси Urals (1,35% серы), так как смешивается в трубопроводе с высокосернистой нефтью Урала и Поволжья (до 3% серы) и легкой западносибирской Siberian Light (0,57% серы).

По заявлению самой SOCAR, компания теряла на отсутствии банка качества при "Баку-Новороссийске" $40 млн, в то время как по "Баку-Супса" Azeri Light поставлялась в чистом виде, а смесь Azeri BTC в "Баку-Тбилиси-Джейхан" по качеству отличается от азербайджанской марки незначительно. Эти финансовые потери могли послужить причиной того, что Госнефтекомпания Азербайджана не стала продлевать контракт, который закончится через десять дней.

Тем не менее, говорить о том, что на этом двадцатилетнее нефтяное сотрудничество России и Азербайджана закрыто и забыто, нельзя, ведь нефть может течь и в другую сторону. Да, экспорт нефти из Баку в Новороссийск невыгоден и SOCAR , и "Транснефти", и его можно считать исчерпавшей себя формой бизнеса двух стран, но это лишь говорит об изменении экономической конъюнктуры и необходимости обеим сторонам проявить гибкость. Что характерно, руководство и России, и Азербайджана сегодня подчеркивают уход в прошлое модели "политика управляет экономикой", которая на практике часто выливалась в схему "нравится – покупай, не нравится – все равно покупай". По законам свободного рынка в условиях многополярного мира так бизнес делаться больше не может.

И здесь важно разобраться в выгодах для обеих стран от продолжения нефтяного сотрудничества, только уже в каких-либо новых формах. Так, Россия получает возможность транспортировать нефть на Запад, не вкладывая при этом деньги в строительство новых нефтепроводов: делает это реальным возможность перекачки черного золота из "Баку-Новороссийск" в "Баку-Тбилиси-Джейхан". Однако более ценным может оказаться, так сказать, возвращение к историческим корням: как известно, во временам СССР трубопровод поставлял сырую нефть в Баку, где из нее на нефтеперерабатывающих заводах производились нефтепродукты - бензин и дизельное топливо.

Сегодняшний Азербайджан наследует многолетний опыт Азербайджанской ССР по производству бензинов и дизтоплива высокого качества, напомним, с 1 апреля 2014 года республика переходит на стандарт Евро-4, еще не введенный в России. Пользуясь услугами азербайджанских заводов, к которым, опять же, есть готовый маршрут поставок сырья, РФ могла бы наладить продажу в третьи страны нефтепродуктов высокого класса. Помимо выгоды для казны это также упрочит российское присутствие на Кавказе, ведь создание новых рабочих мест при загрузке мощностей НПЗ российским сырьем сблизит страны в первую очередь экономически, а это сделает реальным конструктивное развитие двустороннего политического диалога.

Проект реверса обсуждался этим летом в ходе визита в Баку главы "Роснефти" Игоря Сечина, а это значит, что российское сторона терять экономические и политические контакты с южным соседом не намерена. Отметим, что такова традиция, заложенная еще премьер-министром Виктором Черномырдиным, в свое время выступившим за участие российских компаний в азербайджанских нефтяных проектах: ведь если на нефтяном сотрудничестве с Азербайджаном зарабатывает BP, почему бы России, ближайшему северному соседу республики, не участвовать во взаимовыгодном экономическом взаимодействии?

И если совсем перейти от экономики к политике, разменной монетой в которой сегодня стало чувство патриотизма, то само по себе ослабление присутствия России на Южном Кавказе непатриотично, в то время как от укрепления диалога, основанного на экономически прагматичном подходе, выигрывает и патриотизм, и государство.