Механизмы "майдана": взгляд из Москвы
Читать на сайте Вестник КавказаИнтернет кишит кадрами погромов на улицах украинских городов, демонстрирующих полное бессилие власти. Но вчерашний день может стать началом перелома – сначала Виктор Янукович принял отставку правительства во главе с премьером Николаем Азаровым, увольнение которого было одним из главных требований оппозиции, а потом на пресс-конференции по итогам саммита Россия-Евросоюз в Брюсселе, Владимир Путин заявил: "Будем ли мы пересматривать наши договоренности по кредитам и по энергетике, если к власти придет оппозиция? Нет, не будем. Мы будем с нашими партнерами на Украине, кто бы ни возглавил правительство украинское, будем с ними вести диалог". "Кредит, о котором мы говорили, и снижение хотя бы поэтапное и поквартальное цен на энергоносители, на газ прежде всего, связаны с необходимостью и желанием поддержать не какое-то конкретное правительство, а украинский народ. У нас есть такое выражение: когда паны дерутся, у холопов чубы трещат, то есть страдает всегда простой гражданин. И нам бы очень хотелось, чтобы эта нагрузка на рядового гражданина была минимальной".
Правда, первый вице-премьер Шувалов уточнил, что Россия не будет сворачивать финансовую поддержку Украины, если ее новое правительство продолжит политику кооперации с российской промышленностью и будет развивать двусторонние экономические отношения.
Однако прогнозы о том, что дальше будет происходить на Украине, не берется делать никто. Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что "без учета внешнего влияния до конца ту трагическую ситуацию, в которой сейчас оказалась Украина, не понять. В руководстве Евросоюза прошло как бы три этапа, которые почему-то как-то странно соответствуют трем "майданам". Первый этап – некий элемент растерянности после неожиданного решения президента Украины отказаться от подписания соглашения. Второй этап – попытка заставить его все-таки это сделать. Третий этап – стремление помочь внутренним силам на Украине снести президента. Технологии достаточно стандартные, они похожи на те, которые применялись, например, в Египте".
Комментируя бездействие украинских властей, Жарихин заявил: "Представители Евросоюза говорят: «Мы проводим ревизию счетов украинских олигархов в наших банках». Госпожа Нуланд прямо и откровенно угрожает господину Ахметову тем, что возникнут проблемы с его бизнесом. Вот основные механизмы «цветных революций» - лишить руководство страны решимости на законных основаниях противостоять ведущемуся государственному перевороту. Не обращать на это внимания, сосредотачиваться на чисто внутриукраинских проблемах, которые несомненно есть, невозможно".
Без оптимизма смотрит на ситуацию на Украине и исполнительный директор политологического центра "Север-Юг", главный редактор "Вестника Кавказа" Алексей Власов: "На наших глазах тонет «Титаник» украинского национально-политического проекта в том виде, в каком его пытались построить на протяжении чем 20 лет. Боюсь, что спасти этот корабль невозможно просто потому, что не оправдалась ставка на политическую диверсификацию во внешней политике и не оправдалась ставка на концепцию политики «большого корабля», на котором власть и оппозиция все время находятся вместе, но только время от времени меняются местами – кто у руля, кто в трюм".
Власов считает, что угроза "кораблекрушения" приведет к необходимости поменять правила игры: "Но вопрос – кто будет предлагать эти новые правила игры в условиях, когда запад и восток страны цивилизационно неоднородны и разделены. Нет рецептов лечения этой болезни... Может ли преодоление этого кризиса идти через какие-то здоровые общественные силы, которые придут на смену нынешней украинской политической элите? Идеально – да. Как в России в 1612 году несостоятельную власть сменили люди, которые шли от земств, то есть от народа, от областей, от регионов. Но возможно ли это в нынешней Украине – большой вопрос".