Телевидение в обмен на завод
Читать на сайте Вестник КавказаНезадолго до ухода в отставку с поста премьер-министра миллиардер Бидзина Иванишвили обещал, что правительство вскоре обнародует "сенсационный документ", проливающий свет "на то, какими методами президент Саакашвили и его команда подавляли бизнес в стране". То, что власти при Саакашвили "кошмарили бизнес", в Грузии уже считается неопровержимо доказанным фактом. Даже некоторые соратники экс-президента из партии Единое национальное движение признают, что "кое-где, порой, действительно имели место отдельные случаи отъема бизнеса и иного имущества у граждан". Причем экспроприация часто оформлялась в виде процессуальных соглашений с подследственными бизнесменами или "дарственные" в пользу государства, подписанные среди ночи с привлечением "проверенных" нотариусов.
От этих фактов никуда ней уйти, в том числе нынешней оппозиции. Но документ, который обнародованный Минюстом, вызывает недоумение. До сих пор, соглашение между правительством Грузии и наследниками покойного бизнесмена Бадри Патаркацишвили (скончавшегося от сердечного приступа в 2008 году – в самый разгар противостояния с президентом Саакашвили) считалось секретным. Его "защищал" от общественного внимания грозный закон "Об охране государственной тайны", карающий вплоть до 10 лет лишения свободы за разглашение секретных сведений. Но правительство нового премьера Ираклия Гарибашвили сняло гриф "секретно" и все желающие получили возможность ознакомиться со скандальным документом. Он предусматривает передачу наследникам Патаркацишвили (его вдове Инне Гудавадзе и сестрам Мзие и Нане Патаркацишвили), всего имущества Руставского металлургического комбината вместе с огромной территорией и всеми строениями. В обмен семья отказывалась от претензий на любимое детище Бадри телекомпанию "Имеди", которое, по сути, было конфисковано властями во время событий осени 2007 года, когда "Имеди" стала центром антиправительственных выступлений и была разгромлена спецназом.
Прочтя этот документ, нельзя отрешится от впечатления, что, инициируя рассекречивание данного соглашения, Бидзина Иванишвили не только пытался изобличить прежние власти, но и выставить в неприглядном свете другую сторону. Известно, что Иванишвили и Патаркацишвили не только никогда не дружили, но и соперничали с тех времен, когда оба жили и работали в Москве. А в Грузии они практически не общались.
Все годы после смерти Патаркацишвили десятки тысяч людей митинговали на улицах Тбилиси, требуя вернуть "семье" отнятый телеканал, но как сейчас оказалось, именно в это время, наследники Патаркацишвили вели тайные переговоры с властями об условиях отказа от прежних требований в обмен на мощный актив. По большому счету, Руставский металлургический комбинат в сотни раз дороже "Имеди". Саакашвили в бытность президентом был нужен контроль над медиа-ресурсом и именно поэтому он согласился на передачу крупнейшего предприятия страны в обмен на дотационную телекомпанию, которая, тем не менее, могла быть использована в качестве решающего ресурса влияния на политические процессы.