Грузино-турецкие ворота открыты
Читать на сайте Вестник КавказаПрезиденту Грузии Георгию Маргвелашвили не трудно было определить, в какую страну отправится с первым зарубежным визитом. Соседняя Турция - главный экономический партнер, стабильно занимающий первое место по объему торгового оборота. Кроме того, в Грузии считают гарантией своей энергетической и транспортной независимости нефтепроводы Баку–Тбилиси-Супса, Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку–Тбилиси-Карс и проектируемый газопровод по транспортировке в Европу через территорию Грузии и Турции природного газа новых каспийских месторождений, а также железнодорожную магистраль Баку–Тбилиси -Карс. Граждане Грузии могут ездить в Турцию без виз, даже без паспорта - достаточно предъявить на границе лишь электронное удостоверение личности. Сотни тысяч грузин трудоустроены в Турции. В первую очередь в Стамбуле. Анкара последовательно высказывается в поддержку "евроатлантических устремлений" Тбилиси и предоставление Грузии "дорожной карты" по вступлению в НАТО. Эту поддержку в Грузии ценят, хотя она и не является решающей с учетом позиции некоторых европейских держав.
Словом, визит Маргвелашвили в Анкару "напрашивался", но кроме единства взглядов и интересов, он продемонстрировал и некоторую настороженность, особенно у турецкой стороны, в связи со сменой власти в Тбилиси и заявлениями экс-премьера Бидзины Иванишвили о возможном отказе от строительства ЖД линии Азербайджан-Грузия-Турция под предлогом потери грузов для черноморских портов Поти и Батуми.
Одновременно Иванишвили высказался за восстановление сквозного железнодорожного движения через Абхазию между Россией, Грузией и Арменией. Кстати, последний проект в Грузии уже почти забыт, поскольку, как посетовал в интервью "Вестнику Кавказа" государственный министр Паата Закареишвили, "наши российские коллеги повели себя так равнодушно, как будто эта дорога нужнее нам, чем им".
По новой Конституции, всей полнотой власти в Грузии обладает не президент, а премьер, тогда как глава государства лишь "представляет страну на международной арене". Эта модель разделения властей похожа на турецкую, где именно премьер обладает правом решающего голоса в ходе принятия конкретных решений.
Но во время визита грузинского президента его турецкий коллега Абдулла Гюль продемонстрировал, что формальный статус - не помеха для дипломатических демаршей. Назвав Грузию "воротами Турции на Восток", а Турцию – "воротами Грузии на Запад", президент Гюль дипломатично мягко, но четко дал понять - Анкара ждет от Тбилиси преемственности курса и осуществления проектов, легших в основу "стратегического партнерства".
Заявления Маргвелашвили, в свою очередь, не дают повода сомневаться, что новые власти Грузии понимают и принимают смысл данного послания. Президент Грузии подтвердил, что строительство железнодорожной магистрали на грузинской территории завершится в этом году, а вопрос изучения культурного наследия и восстановления памятников (в том числе грузинских храмов византийской эпохи в Восточной Турции и мечети "Азизие" в Батуми) будет решаться исключительно на паритетной основе.