© Фото: Сайт президента России
Интервью, 0:10, 23 янв 2014 (UTC+3 MSK)

Хосейн Амир Абдоллахийан: "Асад останется президентом Сирии"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Корреспондент немецкого издания «Шпигель» Сюзанна Кёльбл провела в Тегеране интервью с заместителем министра иностранных дел Ирана Хосейном Амир Абдоллахийаном, ответственным за связи с правительством Сирии. Критичные вопросы немецкой журналистки были парированы не менее критичными ответами иранского дипломата. «Вестник Кавказа» предлагает читателям перевод интервью.

- После определенной дипломатической перепалки ваше правительство все же не приняло участие в мирной конференции по Сирии. Какую цель, собственно, преследует Иран в Сирии?

- Мы, иранцы, верим в то, что не существует военного разрешения конфликта, и необходим демократический путь, завершением которого станут выборы.

- Выборы с участием предположительного военного преступника Башара аль-Асада, которые легитимируют его в качестве президента?

- Если президент Асад выставит свою кандидатуру для участия в президентской гонке, то он одержит победу на выборах. Конечно, он не наберет 90%, но где-то на 50-60% он может рассчитывать. Мы проводили опрос среди населения по этому вопросу.

- Насколько честными и свободными могут быть выборы, в то время как более четырех миллионов сирийцев стали беженцами в своей собственной стране, а еще более двух миллионов нашли убежище за рубежом?

- Это можно организовать, если все страны на самом деле захотят этого. Поддержка террористических групп должна быть прекращена, а международные террористы должны покинуть территорию страны. После этого в Сирии будет достаточно безопасно, чтобы провести выборы по всей стране.

- В Сирии воюет большое число различных группировок, и они не прекратят военные действия по единой команде. И кто, собственно, остановит бомбардировки сирийской армии, которые приводят к наибольшему числу жертв среди мирного населения?

- Если в страну более не будут переправляться террористы и оружие, то у армии не будет никакой причины для бомбардировок. Могла бы быть создана атмосфера, в которой граждане были бы готовы к участию в выборах. После этого правительство и оппозиция должны будут начать диалог.

- Назовите мне сирийского оппозиционера, готового сесть за стол переговоров с бессменным диктатором, на совести которого 130 тысяч убитых сирийцев?

- Сирия, как и все остальные арабские страны, нуждается в реформах. Правительство должно найти верное решение.

- Если появится шанс начать все заново, то заслуживают ли сирийцы после всех причиненных им страданий политического лидера, руки которого не обагрены кровью?

- Почему вы так хотите выкинуть Асада из президентского кресла? Если люди его не принимают, то он более не будет избран. Нам следовало бы уважать волю сирийцев. И, пожалуйста, учтите, что Асад хорошо зарекомендовал себя в борьбе против террористов. Он президент Сирии, и им же, вероятно, останется.

- Потому что Иран, Россия и "Хезболла" до сих пор поддерживают его.

- Кто заменит Асада, если он завтра уйдет с поста президента? Я скажу вам: фронт Аль-Нусра. Добро пожаловать в сирийскую реальность! Мы здесь крайне обеспокоены вопросами стабильности как на региональном, так и на глобальном уровнях. Сирия – это новый плацдарм «Аль-Каиды». Эти идеологические бойцы оснащены лучшими оружием и средствами коммуникации. Они могут ударить в любой точке мира.

- Вероятно, вы забыли про сирийцев, не являющихся бойцами-фанатиками, а ставшими мятежниками, поскольку требовали своих законных прав, за что и попали под град бомб и гранат режима Асада.

- У меня была возможность переговорить с высокопоставленными офицерами и представителями Сирии. Так называемая революция, начавшая 33 месяца назад в приграничном районе Дараа, была инициирована индивидами, нанятыми иностранной разведкой. В отличие от Туниса, Египта или Йемена, это не было революцией, созревшей внутри страны.

- О какой иностранной разведке идет речь?

- …задание этих агентов заключалось в том, чтобы начать восстание и развалить правительство Башара Асада. Была пятница, двое агентов с минарета начали обстрел молящихся и убили немало людей. Часть молодежи поверила, что началась революция, и присоединились к протесту. Эта же разведка спустя скорое время обеспечила протестующих оружием. Так все началось.

- Вы верите в историю, совершенно отличную от той, в которую верит остальной мир. В мире же думают, что события в Дараа начались с нескольких детей, написавших антиправительственные лозунги на стенах, и подвергшихся после этого аресту и пыткам.

- Упомянутые мной агенты отлично знают, как все было на самом деле.

- Как именно поддерживает Иран своего союзника Сирию в войне?

- Мы не посылаем оружия, но направляем в Сирию своих советников, которые помогают расправиться с террористами. Помимо этого, мы оказываем сирийцам гуманитарную помощь. До сих пор мы оказали помощь на 1,4 миллиарда долларов, несмотря на то, что сами находимся под санкциями.

- Что должно произойти, чтобы вы пожертвовали Асадом ради более значимых целей?

- Мы, иранцы, поддерживаем стратегическую связь с Дамаском. Сирия важна в этом противостоянии, подпитываемом некоторыми странами. Серьезной региональной угрозой является Израиль, чье поведение не может вызвать нашего доверия. По этой причине Сирия является для нас незаменимым партнером.