Армения: внешнеполитические итоги -2013
Читать на сайте Вестник Кавказа2013 год был для Армении насыщенным в плане внешнеполитических событий, наиболее важные из которых произошли в конце года.
Нельзя сказать, что в 2013 году были какие-то серьезные события в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Это связано с тем, что в прошлом году завершился выборный цикл в обеих странах. Именно поэтому встреча президентов Саргсяна и Алиева состоялась лишь в ноябре, после окончания выборов. Сам факт встречи президентов после длительного перерыва (последняя встреча состоялась в январе 2012 года) уже стал положительным явлением, но в целом никаких сдвигов в процессе в 2013 году не произошло.
Центральным направлением стал процесс переговоров между Арменией и ЕС по заключению соглашений об Ассоциации и о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Переговоры велись 3,5 года, летом было официально объявлено об их завершении. Ожидалось, что в конце ноября президент Армении подпишет оба документа, однако этого не произошло. Наоборот, 3 сентября Серж Саргсян сделал неожиданное заявление о присоединении Армении к Таможенному союзу (ТС). По мнению ряда экспертов, причины произошедшего - в своеобразном толковании или даже непонимании нынешним руководством страны понятия комплементаризм, что в переводе на русский означает "взаимодополнение".
Дело в том, что Армения, подписав в 1997 году с Россией договор о дружбе и сотрудничестве, утвердила в качестве основного именно российское направление, все остальные внешнеполитические направления должны были лишь его дополнять.
Внешнеполитический курс при первом президенте Левоне Тер-Петросяне полностью укладывался в идеологию взаимодополнения. При некоторых отклонениях того же курса придерживался и Роберт Кочарян. Но при нынешних властях официальный Ереван сделал заявление о том, что европейское направление стало приоритетным. Россия восприняла это заявление и соответствующие шаги Еревана в рамках переговоров с ЕС как наступление на свои геополитические позиции. Хотя официальные лица в Ереване утверждают, что заявление от 3 сентября сделано добровольно, однако вся логика событий, предшествующих этому заявлению, указывает на то, что на Ереван было оказано давление.
Столь неожиданный разворот Армении на 180 градусов, после 3,5 лет переговоров с ЕС, показывает, что этот процесс был начат армянской стороной без учета последствий и издержек, которые могут ожидать Армению в первую очередь в вопросах безопасности. Иначе как провалом европейского внешнеполитического проекта, это назвать нельзя.
Некоторые соратники президента намекают на то, что договоренности о вступлении Армении в ТС существовали давно. Но тогда получается, что армянская сторона попросту обманывала европейцев в течение 3,5 лет.
После того как президент озвучил заявление о намерении Армении присоединиться к ТС, власти со скоростью света начали процесс вступления и 24 декабря подписали "дорожную карту". После 3 сентября армянская сторона стала спешно нагонять потерянное на европейском направлении время. Сегодня все решения, относящиеся к ТС, принимаются наспех, что может создать для Армении очень серьезные проблемы и прежде всего большое повышение цен на некоторые группы товаров.
Эти шатания привели к тому, что сегодня официальный Ереван не имеет имиджа надежного партнера ни в России, ни на Западе.