Азербайджанская оппозиция в очередной раз развалилась

Читать на сайте Вестник Кавказа

В начале 2014 года вновь отчетливо проявился системный кризис классической азербайджанской оппозиции, объединенной в "Национальном совете" - политической организации, наспех сколоченной в канун президентских выборов двумя крупнейшими оппозиционными партиями - "Народным Фронтом" и "Мусаватом". Еще 28 мая 2013 года, когда был объявлен состав "Нацсовета", было ясно, что данный альянс носит ситуативный характер, и его основная цель заключается в том, чтобы "свалить" действующую власть на грядущих президентских выборах. Власти такой расклад также был на руку, поскольку существование "Нацсовета" было идеальным алиби против обвинений международных организаций в "безальтернативности" выборов, с которыми она столкнулась 2008 году. Разношерстность состава "Нацсовета", принявшего в свои ряды либералов и исламистов, фронтовиков и опальных политиков от власти изначально обусловила недолговечность этого политического союза. Это прекрасно понимала правящая команда, без особого беспокойства наблюдая за развернувшейся деятельностью в лагере их оппонентов, и не препятствуя проведению ими митингов и демонстраций.

Доказательства неустойчивости новой политической конструкции не заставили себя долго ждать. Еще до президентских выборов о своем выходе из "Нацсовета" заявили лидер исламистов Мовсум Самедов (июль), лидер либералов Лала Шовкет (сентябрь), после президентских выборов распустил свою партию "Открытое общество" и покинул ряды организации и опальный экс-премьер Расул Гулиев, проживающий в политической эмиграции в США. Однако союз партий "Мусават" и "Народный Фронт" и более мелких политических движений и организаций, несмотря на регулярные трения между их функционерами, все еще продолжал существовать.

Президентские выборы 2013 года "Национальный Совет" с треском проиграл, а его единый кандидат профессор-историк Джамиль Гасанлы сумел набрать лишь 5,53% голосов избирателей. Формально оппозиция добилась одной из целей, к которой стремилась долгие годы – произошло фактическое объединение ведущих оппозиционных политических сил страны, выдвинувших на выборы единого кандидата, чего не происходило с 1998 года. Однако эффективность этого объединения оказалась нулевой. Несмотря на ярые заверения оппозиционных политиков в том, что выборы были вчистую подтасованы, и президентом, на самом деле, был избран Джамиль Гасанлы, поствыборная ситуация в стране расставила все на свои места. "Национальный совет" не смог мобилизовать широкие слои населения для борьбы против действующей власти и вывел на демонстрации против фальсификаций выборов от силы 3-5 тысяч человек. Уровень доверия к оппозиции со стороны населения оказался настолько низок, что "Нацсовет" оказался не в состоянии инструментализировать и всплески социальной напряженности и недовольства населения в связи с резким повышением цен на топливо – на акции протеста организации вновь пришел лишь ничтожный минимум протестного электората. Наконец, не выдержали и мусаватисты, заявив 7 января о выходе из "Национального совета". Не указывая конкретной причины выхода из состава организации, "Мусават" аргументирует свое решение тем, что выдвижение оппозицией единого кандидата на президентских выборах не помогло выиграть выборы, активность избирателей не повысилась, а акции протеста не стали массовыми, передает агентство "Туран".

Очевидно, "Национальный совет" изжил себя, поскольку не справился ни со своей непосредственной задачей по смене действующей власти в ходе прошедших президентских выборов, ни с задачей по мобилизации протестного электората. Дилетантский подход к делу, обнажившийся еще в момент избрания единым кандидатом от "Нацсовета" кинодраматурга Рустама Ибрагимбекова, так в результате и не сумевшего принять участия в выборах из-за наличия гражданства иностранного государства, стал визитной карточкой структуры.

Развал "Нацсовета" - логический результат его деятельности, не оправдавшей надежды входящих в него политических сил. Основная проблема традиционной оппозиции, однако, заключается не в формате сотрудничества, а в ее слабом и не соответствующем духу времени кадровом составе, не способном генерировать новые идеи и подходы, которые привлекли бы массового избирателя. Несмотря на формальный приоритет, отдаваемый оппозицией работе с молодежью, на деле так и не происходит омолаживания руководящего состава самих партий – как в ПНФА, так и в "Мусават" одни и те же лица находятся у руля на протяжении десятилетий. Пожалуй, реальной "молодежной политикой" среди альтернативных власти сил активно занимаются лишь щедро финансируемые из-за рубежа исламистские течения, в результате чего все больше молодых людей проходят политическую социализацию вовсе не в светских партиях, а в мечетях и на подпольных собраниях радикальных исламистов.