Россия крепнет, Европа и США слабеют
Читать на сайте Вестник КавказаВ самом конце минувшего года, сразу после волгоградских терактов, российское внешнеполитическое ведомство выступило с заявлением, в котором говорится о намерении продолжать "борьбу с коварным врагом, который не знает границ и может быть остановлен только сообща".
По мнению российских дипломатов, "преступные вылазки в Волгограде, как и атаки террористов в США, Сирии, Ираке, Ливии, Афганистане, Нигерии и других странах, организованы по единому лекалу, у них одни и те же общие вдохновители. На фоне продолжающихся откровенно провокационных призывов, исходящих от таких главарей бандподполья, как Доку Умаров, сплачивать силы под флагом джихада, втягивать в террористическую войну все новых боевиков, становится все более очевидной пагубность позиции некоторых политиков и "политтехнологов", которые все еще пытаются делить террористов на "правильных" и "неправильных" в зависимости от решаемых геополитических задач".
Если бы не очередной провал в борьбе с международным терроризмом, то минувший год (по крайней мере, его вторая половина) для российской внешней политики был бы вполне успешным. Глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков, среди успехов российской дипломатии выделяет не только сирийское, но также армянское и украинское направления.
"Связано это с несколькими факторами. Во-первых, происходит относительное ослабление роли США в мировой политике. Во-вторых, ослабление Европейского Союза как внешнеполитического игрока. Это ослабление связано с серьезным кризисом в ЕС. Отсюда и крайне неубедительная политика ЕС по отношению к Украине. Ведь то, что предложил Евросоюз Украине – это абсолютно, на мой взгляд, скандальное предложение. Было предложено следующее: мы вам дадим наши стандарты, мы вам выделим некую общую помощь на развитие демократических институтов и так далее в размере 660 миллионов евро (это не на экономику), и мы вам дадим возможность убеждать себя в том, что вы присоединитесь когда-то к Европе. Этот "европейский миф" был предложен Украине. В обмен на это нужно было выпустить Юлию Тимошенко, повысить тарифы на газ для населения, затянуть пояса в области бюджетной политики, принять кредиты МВФ под очень жесткие экономические требования. То есть стране фактически предлагался прямой путь к финансовому дефолту и к крайней социальной нестабильности", - уверен Пушков.
По его мнению, в случае подписания соглашения об ассоциации Украина превратилась бы в экономическую полуколонию Евросоюза, и исход выборов 2015 года в этих условиях был бы совершенно определенным: "ЕС мобилизовал бы все свои возможности по возросшему влиянию на Украине для того, чтобы подорвать позиции Януковича. Это же показывает и определенную слабость Евросоюза. Цифра в 20 миллиардов долларов, которую просил Янукович у Евросоюза, чтобы выйти из того финансового кризиса, в котором оказалась Украина, это же не запредельная цифра. Это, в общем-то, небольшие деньги. На Грецию было брошено в 10 раз больше. И тем не менее, ЕС отказался пойти по этому пути. Евросоюз просто не сдюжил. Он просто оказался не на высоте той задачи, которая стояла перед ним, если он действительно хотел заполучить Украину в сферу своего влияния".
Украинскую проблематику Пушков рассматривает в увязке с решением руководства Армении о вступлении в Таможенный союз: "О решении руководства Армении говорили гораздо меньше, но с этого начался кризис политики "Восточного партнерства". Для Брюсселя был полный шок, когда они узнали, что Ереван отказывается подписывать соглашение об ассоциации. Здесь же есть некий принцип домино. Если подписывает одна страна, подписывает вторая страна, то тогда Евросоюз рассчитывал, что они сумеют оказывать большее воздействие на Азербайджан, который пока тоже отказывается подписывать, и что Азербайджан в этом случае в перспективе пошел бы по пути стран подписавших. Но если не подписывает ни Армения, ни Украина, то создается совершенно другая динамика".
Россия в этих условиях, как полагает Пушков, "показала способность не только использовать финансовый рычаг, который у нас сейчас есть в руках, но и достаточно тонко вести дипломатическую линию. Россия ведь никаких условий не выдвигала. О ТС пока речи не идет. Речь идет о снижении цены на газ и о выкупе Россией украинских государственных облигаций, которые позволяют сейчас Украине разделаться с долгами. Если из этого вырастет нечто качественно новое в отношениях между Россией и Украиной, то прекрасно, но здесь украинская сторона должна решать. Мы не скрываем своего интереса к тому, что заинтересованы в интеграции с Украиной. Но одно дело – высказывание заинтересованности, и другое дело – навязывание какой-то повестки дня".