2013 год туроператоры назвали предкризисным
Читать на сайте Вестник КавказаУшедший 2013 год напомнил туроператорам 2008-й – его уже назвали предкризисным. "Первые ласточки" кризисных явлений рынок заметил в апреле 2013 года, когда серьезно изменилось потребительское поведение. Российские туристы вновь стали с осторожностью расходовать средства на свой отдых.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе рассказала о нескольких трендах минувшего года.
Первый тренд. Если в 2012 году туристы приобретали туры, в среднем, на 8-14 дней, то в 2013 году стали покупать путевки на больший срок - до 21 дня. Причем те туристы, которые выбирали продолжительный отдых в Таиланде, Болгарии на Кипре, приобретали либо только на неделю размещение у туроператора плюс билет, либо только билет. В какой-то степени их можно считать самостоятельными.
Второй тренд. Туроператоры считают тревожной тенденцией изменение средней стоимости тура на человека. Если в 2012 году средняя стоимость, по сравнению с 2011 годом, возросла и составляла примерно 1200 — 2000 долларов на человека, то в 2013 году она резко снизилась, и примерно 30% туристов старались приобретать туры стоимостью ниже 500 евро на человека. Это объясняется предкризисными явлениями. Такого не наблюдали на рынке с 2009 года.
Число клиентов, которые приобретали туры в дорогом ценовом сегменте, свыше 2500 долларов на человека, тоже сократилось, правда, незначительно.
Довольно серьезно просел средний ценовой сегмент, потому что большинство туристов среднего ценового сегмента перетекли в "бюджетный".
Третий тренд. Снижение глубины бронирования и глубины продаж. Если в 2012 году говорили о тенденции увеличения глубины продаж и о том, что last-minute (покупка в последнюю минуту) вышел из моды, то в 2013 last-minute снова был популярен как никогда. Этим и объясняется прирост на безвизовых направлениях. Это в первую очередь Египет, Турция, Таиланд. В какой-то степени можно сюда отнести Арабские Эмираты, куда достаточно быстро виза оформляется.
Четвертый тренд. Китай- единственная страна, входящая в десятку хитов на туристическом рынке и показавшая отрицательную динамику. Спрос на организованные поездки в Китай снизился на 15%. Туроператоры, которые работают за Уралом, в Сибири и в регионах Дальнего Востока, объясняют это повышением стоимости авиаперевозки на этом направлении.
По словам Ломидзе, статистика Росстата, при всей неоднозначности цифр, отражает реальную картину предпочтений туристов.
Турция — направление номер один. Прирост, который планировался в начале года в районе 5%, реально обернулся 20%.
Египет, который обещал прирост 40%, обернулся 15%.
Таиланд — примерно плюс 40% относительно уровня прошлого года.
Абсолютный рекордсмен — Греция - почти плюс 70% относительно уровня прошлого года.