Зачем Москва помогает Киеву

Читать на сайте Вестник Кавказа

На Украине уже месяц продолжаются протестные выступления. Но если сначала митингующие требовали только подписания соглашения между Украиной и Евросоюзом соглашения об ассоциации, то теперь хотят отставки президента Виктора Януковича.

Полторы недели назад после встречи с Януковичем российский президент Владимир Путин заявил: "Понимая определенные сложности, которые складываются на сегодняшний день на украинском рынке, что это в значительной степени является последствием мирового экономического кризиса «Газпром» и «Нафтогаз Украины» подписали дополнение, которое дает возможность «Газпрому» – что он и намерен делать – продавать на Украину газ по цене 268,5 доллара за тысячу кубов. Сейчас эта цена около 400 долларов была. Это тоже временное решение, долгосрочные договоренности должны и будут достигнуты. Это касается и поставок газа на Украину, это касается и обеспечения бесперебойного транзита нашим российским потребителям в Европе. Россия готова и дальше идти навстречу нашим партнерам, но перед нами стоит задача выработать действительно эффективную и долгосрочную схему взаимодействия, перейти от постоянных дискуссий о цене к прагматичной кооперации как по поставкам газа на Украину, так и по надежному транзиту".

Эксперты сошлись во мнении, что решения о предоставлении Киеву кредита в размере 15 млрд дол. и снижении цены на газ до 268,5 дол. выгодны и для России, и для Украины.

"Для меня как для экономиста важно, что Владимир Путин принял очень важное решение в области кооперации и специализации, - говорит директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. - Как бы ни развивались события – подпишет Украина соглашение об ассоциированном членстве в будущем году, или потом, или не подпишет, в любом случае никто нам не поможет, кроме нас самих, в модернизации и в восстановлении индустриального ландшафта более или менее приличного. Европейский союз не поможет здесь. У них свои проблемы, своя программа жизни и не очень сильная заинтересованность, чтобы мы производили сырьевую продукцию с высокой степенью обработки. Может быть, отложить эту проблему, подпишет ли Украина, куда она пойдет, пойдет ли в ТС когда-нибудь или пойдет в ЕС. Мы должны производить готовые изделия. Еще шансы – в атомной промышленности, в ракетной, в самолетной, в космической.
Потом мы должны, конечно, увеличить товарооборот. В последнее время с российской стороны были некоторые неуклюжие действия, но это моя точка зрения. Можно было более мягко подходить к дискуссии по поводу вступления Украины в ЕС, тем более, может быть, этого и не случится, Украина будет ждать десятилетиями. Ассоциированное членство не несет никакого особого препятствия для наших экономических отношений. Поэтому я приветствую последние решения. Всякие здесь могут быть интерпретации, но это взаимовыгодное дело – несмотря на то, что выглядит как односторонняя уступка, но на самом деле это выгодно и для России, и для Украины".

"Договоренности, которые достигнуты сейчас с Россией по поводу различных модернизационных проектов в области, в основном, высоких технологий, не препятствуют подписанию соглашения об ассоциации с ЕС, - уверен замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. - Но они совершенно точно входят в противоречие с теми условиями, которые записаны в соглашении о зоне свободной торговли. То есть в случае введения нулевых таможенных пошлин на товары между ЕС и Украиной, эти проекты уже работать не смогут. То есть, сделан определенный шаг, который требует от ЕС пересмотра условий соглашения о зоне свободной торговли. Является ли это каким-то избыточным требованием со стороны Украины? Нет!".

В качестве обоснования свой точки зрения Жарихин привел в пример Турцию, которая имеет уже многолетнее соглашение о зоне свободной торговли с ЕС: "Но при этом Турция высказала пожелание войти в зону свободной торговли с ТС. То есть условия соглашения о зоне свободной торговли с ЕС не препятствуют Турции быть в зоне свободной торговли с Россией. А здесь явно были созданы искусственные препятствия для того, чтобы, по сути, экономически попытаться оторвать Украину от России и создать преференции для товаров некоторых стран ЕС. Создается такое впечатление (хотя, наверное, это не так), что [на Украине] прочитали наконец условия соглашения с ЕС где-то недели за три до того, как подписывать. Иначе трудно понять эту логику. Но логика была вызывающей на внутриполитический конфликт. Да, действительно, России лучше в данной ситуации предоставить со своей стороны кредит, чем наблюдать, и получать от этого свои издержки - разрушение украинской экономики и очень тяжелую, жесткую напряженность в социальной сфере в случае выполнения условий МВФ на Украине".