Три причины стагнации
Читать на сайте Вестник КавказаПодводя итоги экономического года для России, все эксперты сходятся во мнении, что страна вступила в период стагнации. Очевидные и неочевидные причины сложившейся ситуации перечислил директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.
Причина первая. Замедление связано с тем, что закончились мегапроекты – Олимпиада, остров Русский, Универсиада, все построено. Когда строилось – все росло, а сейчас закончилось.
Причина вторая. Психологический аспект проблемы. "Наше правительство ждет от частного сектора какого-то рывка. 20 лет говорят о том, что надо шлифовать инвестиционный климат, снижать инфляцию, тогда "длинные деньги" появятся… На самом деле происходит другое. Мы наблюдаем феномен превращения количества в качество. Я имею в виду тотальный бюрократический гнет над бизнесом в России. Те, кому сегодня 40-45 лет, в свое время были первыми частниками. Я говорю не об олигархическом бизнесе, а о нормальном поколении первых русских предпринимателей. Они заработали денег, они понимают, что такое бизнес, они хотят закона и порядка. Всегда хотят люди закона и порядка после того, как становятся богатыми. Они устали. Люди не хотят долгосрочно думать из-за того, что государство очень сильно вмешивается в их активы. Есть такая шутка: "Ваш бизнес стал настолько успешным, что начинает соответствовать нашим интересам". Мировой индикатор инвестиционного климата называется Doing Business, а я придумал "Доинг Бизнес" - это когда бизнес доят госчиновники", - говорит Гринберг.
Причина третья. Неизвестно, что делать, неизвестно, куда вкладывать частному бизнесу. "За 25 лет экономического развития в стране есть достижения очень серьезные. Но была избрана установка на потребителя. Я имею в виду очень мощный импорт во всех сферах жизни. Если у людей есть деньги в РФ, то после ЖКХ и питания, они, как правило, пользуются импортными товарами и услугами. Это очень серьезная проблема, потому что бизнес если знает, что его табуретки будут продаваться, то он как-нибудь разберется и с налогами, и с административными ограничениями, и с пожарниками, и с СЭС. Но когда он видит, что всё занято, то возникают очень серьезные проблемы", - думает Гринберг.
При этом, по его мнению, есть один показатель, который бурно растет - прямые иностранные инвестиции: "Процентов 60 в этом году будет. У меня есть догадка, что в некотором роде мы возвращаемся в Советский Союз, где иностранные инвесторы как сыр в масле катались, когда, если есть договоренность с Косыгиным или с секретарем обкома, то все будет хорошо и замечательно. А со своими можно делать все, что хочешь".