Таможенный союз будет расширяться

Читать на сайте Вестник Кавказа

На проходившем в Москве заседании Высшего евразийского экономического совета с участием президентов стран-членов Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) – РФ, Казахстана и Белоруссии, был принят ряд решений, которые позволяют оценивать ближайшие перспективы этой организации. Выявились и некоторые расхождения, которые предстоит оперативно преодолеть Владимиру Путину, Нурсултану Назарбаеву и Александру Лукашенко. При этом стала видна разница в их подходах к ТС.

Российский лидер - сторонник быстрого расширения организации. Он готов, конечно, учитывать замечания и пожелания партнеров. Но готов их решать по ходу деятельности организации, образно говоря, не ставя, ни на каком этапе точку или многоточие. Тогда как Лукашенко, а в еще большей степени Назарбаев, кажется, являются сторонниками максимального устранения всех шероховатостей до того как ТС начнет приближаться к реализации своего потенциала в более-менее полной степени.

Несколько различно также видение белорусского и казахстанского лидеров на структуры ТС. Но оба они еще больше озабочены тем, чтобы не оказаться на вторых ролях в альянсе, не оказаться под возможным диктатом РФ. В этих целях Лукашенко предлагает зафиксировать договором международный статус организации и закрепить пределы компетенции как союза, так и его участников внутри организации, а также придать решениям межправительственного союза статус «обязательного к исполнению».

Позиция Назарбаева более острожная. Во-первых, он категорический противник политизации организации, видя в ней исключительно экономический союз равноправных государств. Во-вторых, он считает, что деятельность в ТС не должна отражаться на отношениях членов организации со странами, не входящими в альянс. В-третьих, он против еще большего расширения функций наднационального органа – Высшего совета. Ну и по уже сложившейся традиции Назарбаев подчеркнул, что и с расширением ТС торопиться не стоит.

Нежелание казахстанского лидера видеть на данном этапе в альянсе новых членов продиктовано не только его известным тезисом, который можно передать словами «пусть альянс вначале заработает, а там будет видно, стоит ли кого-то приглашать». Назарбаев действительно озабочен вступлением в ТС Армении с неурегулированным карабахским конфликтом. Его вопрос по Армении сводится к практическому – о ее границах. Назарбаеву дороги отношения с Азербайджаном, с которым у Казахстана существуют совместные энергетические проекты и проекты на Каспии. С Азербайджаном Казахстан входит в альянс Тюркоязычных государств, в котором Астана видит заманчивую перспективу. И, наконец, едва ли не главное – Азербайджан является для Казахстана одним из путей выхода в Европу в самом широком смысле, и может стать единственным путем при возникновении вдруг проблем с Россией. Последнее, правда, чисто гипотетически, но, тем не менее, в Астане такой вариант прорабатывается.

Что же касается плюсов от вступления Армении в ТС, то в сравнении с возможным ухудшением отношений с Азербайджаном на этой почве, их у Казахстана можно сказать и нет вовсе. Армянский рынок мал и ограничен, а армянский экспорт для огромного Казахстана – тоже особой статьи не представляет. Согласие, которое Астана дала на интеграцию Еревана, это, прежде всего, реверанс Москве, которая не так давно поставила своего закавказского стратегического партнера в жесткие тиски выбора – между интеграцией в ТС или ЕС. Но при этом взяла на себя гарантии обеспечить Армении максимально эффективное вступление в Таможенный союз. И Казахстан согласился, оговорив себе право зафиксировать свою особую позицию по Армению. В ней, вероятно, как-то будет подчеркнута позиция Астаны в отношении неурегулированности карабахского конфликта. Что же касается практической плоскости вопроса, то, вероятно, многое будет происходить «по умолчанию». По предположению экспертов, на худой конец определенная часть продукции, которая производится в Нагорном Карабахе и сегодня экспортируется через Армению, после ее вступления в ТС, лишится маркировки «изготовлено в НКР».
Так или иначе, а вопрос вступления Армении в ТС решился положительно – в Москве была подписана «дорожная карта» поэтапного вхождения этой страны в организацию. Схожий документ с своим перечнем необходимых мероприятий будет подписан и с Киргизией в мая наступающего года. Но с ней особый разговор.

В отличие от Армении, вступающей в ТС под прямым патронажем Москвы и уже получившей определенные преференции, Бишкек только пытается выбить их за свое согласие вступить в ТС. В частности, Киргизия пытается выторговать статус «зоны свободной торговли» для своих трех крупнейших рынков, льготы по 2,6 тыс. товарным позициям сроком на 10 лет, а также желает подписать договоры о создании трудоемких производств и о свободном перемещении трудовых мигрантов. При этом Бишкек не прочь поиграть на возможности выбора, периодически громко заявляя о соблазнительных экономических и энергетических проектах, которые ему предлагаются Китаем в обмен на отказ от интеграции в ТС. И это действительно так.
На целесообразность отказаться от ТС Бишкеку в более завуалированной форме указывает и Вашингтон. Но если у Пекина в этом превалируют экономические интересы, а политическая составляющая, заключающаяся в желаемом доминировании во всей Центральной Азии, не выпячивается и рассматривается в перспективе, то Вашингтон гнет известную линию по ограничению пространства геополитических интересов и влияния Москвы. Вывод из-под этого Киргизии, почти автоматически выведет из этой зоны Таджикистан, или приведет к сокращению влияния Москвы на Душанбе. Тогда как вступление Киргизии в ТС, фактически решит аналогичным образом и вопрос вступления в организацию и Таджикистана, ибо, включив в себя Киргизию, Таможенного союза выйдет на границы и с этой республикой.

Очевидно, понимая особую в этом смысле значимость Киргизии, президент Алмазбек Атамбаев заявил, что республика будет интегрироваться только лишь с учетом ее национальных интересов. Однако вряд ли Киргизия получит все, о чем заявила. Такой вывод напрашивается из слов Владимира Путина, заметившего, что «несколько вопросов, поставленных Бишкеком, будут решаться в духе взаимной приемлемости».

Генеральный директор политологического центра «Север-Юг» Алексей Власов, комментируя позицию Киргизии, сказал «Вестнику Кавказа», что ее надо понимать, как требование или пожелание Бишкека к ТС – обеспечить максимально комфортные условия для минимизации социальных издержек, и главная интрига в том, готовы ли страны ТС пойти навстречу. «Если вопрос будет рассматриваться под тем же углом, что и вступление Армении в ТС, т.е. с позиций безопасности и геополитических интересов, то Москва и Астана покроют издержки Бишкека. Но если речь идет о сугубо экономических расчетах, то вряд ли Бишкек получит все, что запрашивает», – отметил Власов, напомнив, что ситуация с Киргизией усугубляется ее криминализированной экономикой, вынуждающей центральную власть учитывать интересы ведущих кланов страны.

И наконец, особняком стоит Украина, премьер-министр которой Николай Азаров присутствовал в Москве в качестве наблюдателя. Киев приостановил интеграционный процесс с ЕС, и, получив льготный кредит от Москвы и низкие цены на газ, стал размышлять над перспективами ТС. Однако в вопросе членства Украины очень много неясного. Вплоть до того, что некоторые эксперты поговаривают о том, что использовав полученные сейчас от России дивиденды, Украина может опять начать заигрывать с Западом с непрогнозируемым результатом.
Таким образом, можно сказать, что в 2014 год ТС входит в виде: 3 (Россия, Белоруссия, Казахстан)+1 (Армения)+1(Киргизия)+?