Освобождение Ходорковского: взгляд из Москвы

Читать на сайте Вестник Кавказа

Бывший глава нефтяной компании "ЮКОС" Михаил Ходорковский, освобожденный после десяти лет заключения указом президента о помиловании, по его собственным словам, еще не определился с планами на будущее. Однако в Москве не исключают, что Ходорковский захочет стать "моральным авторитетом".

Так, глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков выразил мнение, что освобождение экс-главы "ЮКОСа" говорит о "достаточной уверенности в себе российского руководства" и "фактор Олимпиады, с которым очень часто связывают освобождение Ходорковского, если он даже и играл какую-то роль в размышлениях по этому поводу, не является ключевым".

Пушкову кажется, что большую роль в освобождении сыграл чисто человеческий аспект: "Ходорковский обратился к руководству России с просьбой о помиловании и с объяснением причин. До этого таких обращений не было. Второй момент, мне кажется, что освобождение Ходорковского является важным шагом в отношении отдельного человека, но с точки зрения общей политической ситуации я не считаю, что оно что-то существенно меняет. Мы не можем сказать, что Ходорковский сейчас будет активно заниматься политической деятельностью, возглавит оппозиционное движение в России и так далее. Он сам не демонстрирует такого желания. Как мне представляется, он решил играть роль общественной фигуры, морального авторитета. И это является результатом его длительного пребывания в тюрьме. Судя по всему, он многое передумал за эти годы. Это находило отражение в его письмах, в его интервью, которые он давал, и даже в последней пресс-конференции, которую он провел в Берлине".

Однако, чтобы быть моральным авторитетом, как представляется Пушкову, "надо пройти очень существенный путь, потому что сравнение с Солженицыным сильно хромает. Солженицын оказался в тюрьме не из-за бизнеса и не из-за операций сомнительного характера, которые могли стать почвой для обвинения. Он оказался в тюрьме, потому что стало известно содержание его частной переписки, и он пострадал за убеждения".

Ходорковский же, по мнению Пушкова, никогда не был узником совести: "Понятно желание некоторых кругов на Западе его объявить узником совести. Теперь, чтобы стать моральным авторитетом, он должен оценить тот период, который его сделал миллиардером. Эти самые 1990-е, когда состояния сколачивались буквально в два-три года весьма сложным, спорным, сомнительным, а иногда и криминальным путем. Когда государство участвовало в раздаче государственной собственности отдельным лицам по абсолютно непрозрачным схемам, по абсолютно не обоснованным параметрам. Когда проводились так называемые «залоговые аукционы», которые фактически были способом приватизации огромных кусков национального достояния без последующей компенсации за это со стороны наших крупнейших олигархических группировок. Если Ходорковский даст оценку морально-этическую периоду создания криминального, бандитского капитализма в России, тогда, может быть, он может претендовать на роль некоего морального авторитета. Правые и левые – все пришли к одному выводу, что это был худший способ приватизации путем разворовывания национального достояния. Но моральный авторитет, который вышел из этой эпохи, который вырос на базе этой эпохи, который добился успеха на базе этой эпохи, который был воплощением этой эпохи, должен расстаться с этим наследием. Он должен определиться по отношению к этому наследию".