Statoil: прочь от “Шахдениза”?
Читать на сайте Вестник КавказаОдной из неожиданностей в рамках вчерашних договоренностей по второй стадии разработки месторождения "Шахдениз-2" стала продажа норвежской компанией Statoil 10-процентной доли участия в проекте "Шахдениз" и Южнокавказском газопроводе за $1,45 млрд Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR / ГНКАР) и британской BP. Как говорится в сообщении, распространенном компанией, сделка вступит в силу с 1 января 2014 года. По словам исполнительного директора компании Хелге Лунда, эта сделка отвечает стратегии Statoil по оптимизации инвестиционного портфеля.
"Вестник Кавказа" решил узнать мнение главы бакинского Центра нефтяных исследований Ильхама Шабана об этом событии. В первую очередь эксперт сообщил, что решение о продаже Statoil своей доли стало неожиданностью для компаний, оперирующих в регионе Каспийского моря. "Продажа своих активов компанией, которая была второй по активности в каспийском регионе после ВР, говорит, как минимум, о готовности норвежцев покинуть газовый рынок региона", - отметил Шабан.
При этом он подчеркнул, что Statoil еще раньше начал отходить от реализации проектов, которые должны осуществлять поставку энергоресурсов из Каспийского бассейна в Европу. Так, по его словам, компания, которая делает прогнозы на десятилетия вперед, "сначала отказалась от проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP), затем объявила о том, что не станет инвестором в газопровод ТАР, а теперь снизила свой пай в проекте "Шахдениз" и в Южнокавказском трубопроводе с 25,5% до 15,5%", - напомнил эксперт.
"Возможно, Statoil принял такое решение в связи с подорожанием проекта TANAP. Если несколько лет назад проект оценивался в $7-8 млрд, то сегодня реальная цена трубопровода составляет более $10 млрд", - сообщил Шабан, добавив, что это предложение звучит неубедительно: ценовая политика по проектам формировалась годами.
"Что касается того же "Шахдениза", то его цена была известна уже два года назад, то есть за последние полгода не случилось ничего непредсказуемого для Statoil, чтобы компания так резко поменяла свой курс по отношению проекту. На самом деле причина в том, что, как показало время, Statoil, изначально бывшая коммерческим оператором "Шахдениза", не справляется со своими обязанностями. Все попытки компании повысить объемы и цены на азербайджанский газ на рынках Турции были обречены на провал. Поэтому, когда начались переговоры по второй фазе "Шахдениз" в 2008 году, всю инициативу взяла в руки SOCAR, и когда началась подготовка о санкционировании документов по "Шахдениз-2", было решено, что SOCAR станет коммерческим оператором", - рассказал эксперт, резюмировав, что, таким образом, пассивным операциям на Каспии пришел конец.