Похищение Мерабишвили
Читать на сайте Вестник КавказаЭкс-премьер Грузии Вано Мерабишвили, находящийся в предварительном заключении по обвинению в совершении ряда тяжких преступлений, выступил с сенсационным заявлением. Бывший премьер утверждает, что в ночь на субботу в районе 2 часов его вывезли из тюрьмы. Куда они ехали на автомобиле, Мерабишвили точно сказать не может, ибо "похитители" натянули ему на голову его же одежду. Через какое-то время Мерабишвили ввели в некое здание – предположительно, в Департамент по исполнению наказаний, где состоялась встреча с главным прокурором Грузии Отаром Парцхаладзе.
Мерабишвили утверждает, что Парцхаладзе предложил ему сообщить информацию о зарубежных банковских счетах экс-президента Михаила Саакашвили, а также помочь в расследовании дела о гибели экс-премьера Зураба Жвании. В обмен на сотрудничество Парцхаладзе якобы предложил вернуть конфискованные у Мерабишвили деньги и обеспечить беспрепятственный выезд за границу. В противном случае пригрозил возникновением серьезных проблем у родственников и близких Мерабишвили, а также значительным ухудшением условий пребывания в тюрьме.
Рассказав об этом, Мерабишвили отказался присутствовать на своих же судебных заседаниях, запретил это делать адвокатам и потребовал обнародовать видеозаписи с устройств в тюрьме той ночи, когда его вывезли за пределы пенитенциарного учреждения. Теперь его интересы в суде будет защищать казенный адвокат.
Прокуратура оперативно опровергла обвинения Мерабишвили, назвав их "попыткой перекрыть факты большого числа свидетелей обвинения, которые на предыдущих и будущих процессах дали и будут давать показания против Мерабишвили в связи с совершенными им преступлениями".
Подобного рода заявление любого заключенного способно вызвать изрядный ажиотаж. А что говорить, когда о своем похищении заявляет бывший премьер-министр?! Его однопартийцы из Единого национального движения тут же пошли в атаку на власти. Ни одна видная фигура из бывшей партии власти не обошлась без обвинения в адрес новых властей Грузии. "Националы" объявили, что произошедшее доказывает политический характер ареста Мерабишвили, а требования главного прокурора подтверждают, что власти готовы продолжить расправы над своими предшественниками. Они также потребовали приостановления деятельности главного прокурора Отара Парцхаладзе и министра по исполнению наказаний Созара Субари до прояснения обвинений Мерабишвили.
Представители властей, наоборот, обвинение экс-премьера прокомментировали с некоторой "легкостью", высказав по ходу даже подозрения в том, что тюремное заключение могло не лучшим образом отразиться на здоровье Мерабишвили и… спровоцировать галлюцинации.
Премьер-министр Ираклий Гарибашвили призвал "националов" очнуться и увидеть новые реалии Грузии. "Подобные фокусы – не в нашем стиле управления страной. Это "националы" то и дело придумывали какие-то сценарии и осуществляли постановки, и, видимо, они не представляют, что без подобных трюков может обходиться нормальная власть", - заявил Гарибашвили. Но этим премьер, кажется, лишь подлили масло в огонь.
В вечернем информационно-аналитическом выпуске телекомпании "Рустави-2" бывший спикер парламента, ныне лидер парламентского меньшинства Давид Бакрадзе призвал власти отнестись к заявлению Мерабишвили с большей серьезностью и незамедлительно возбудить следствие. "Что в этом сложного? Тюрьма, где находится Мерабишвили, напичкана видеоаппаратурой. Следует обнародовать полностью записи видеокамер в ночь на субботу и станет ясно, кто врет – власти или Мерабишвили. Это ведь в интересах властей – если выяснится, что Мерабишвили придумал историю с похищением и ультиматумом от главного прокурора, то это нанесет мощнейший удар как по его имиджу лично, так и по нам - Единому национальному движению, борьбу с которым власти и не думают прекращать", - заявил Бакрадзе.
Глава парламентского комитета по юридическим вопросам Тина Хидашели, выразив уверенность в том, что заявление Мерабишвили не имеет ничего общего с действительностью ("он пытается отвлечь внимание правосудия и общественности"), тем не менее согласилась с политическими оппонентами в том, что следствие обязательно должно быть возбуждено, и как можно быстрее.
Любопытно, что скандал, устроенный бывшим премьером, последовал сразу после заявления Саакашвили телеканалу "Украина 112". Сообщив, что работает в США над программами реформирования Грузии, экс-президент сказал, что собирается в скором времени вернуться на родину и включиться в политические процессы. Попутно Саакашвили выразил сожаление по поводу того, что его единомышленники продолжают находиться в тюрьме. "Я думаю, что Мерабишвили и Ахалая (бывший министр обороны) властям придется выпустить. Как-никак, коррупции действительно не было в Грузии, все мы жили на зарплату, мы на самом деле создали страну, где никто не воровал. Поэтому никаких реальных компроматов на этих людей нет... Очень плохо, что они сейчас в тюрьме, но я настроен оптимистически", - сказал Саакашвили.
В грузинском обществе возникло несколько версий по поводу скандального заявления Мерабишвили. Первая – бывшие власти начинают новую атаку с конечной целью взять политический реванш. Вторая – Мерабишвили, указав, чего именно от него хочет главный прокурор, послал ясный мессидж экс-президенту: Саакашвили должен предпринять какие-то действия по облегчению участи своего ближайшего соратника, которому надоело сидеть в тюрьме, и пока сам Саакашвили разъезжает по миру, он может начать говорить на "очень интересные темы". Третья – заявление Мерабишвили может иметь отношение к недавнему аресту по обвинению в коррупции бывших высокопоставленных чиновников тбилисского муниципалитета и бывшего начальника охраны покойного Зураба Жвании. Нити этого же ареста могут вести к нынешнему мэру Тбилиси Гиги Угулаве, против которого уже возбуждено уголовное дело по обвинению в нецелевом использовании крупных бюджетных средств.
Третья версия кажется слишком притянутой, но в современной Грузии, как показывает ряд громких дел, ничего исключать нельзя. В любом случае, что именно произошло в тюрьме, где находится в предварительном заключении Мерабишвили, в ночь на субботу, или не происходило ничего, станет известно в скором времени. Это как раз тот случай, когда в установлении истины, прежде всего, заинтересованы сами власти.