Адыги в России и за рубежом
Читать на сайте Вестник КавказаВ последнее время стало совершенно очевидным, что историю адыгов пытаются политизировать, в особенности трагические страницы завершающего этапа Кавказкой войны в западной части Северного Кавказа и эмиграции (мухаджирства) части адыгов в Турецкую империю. Этот период истории адыгов стал объектом политических спекуляций и мифотворчества после получения Сочи в 2007 году статуса столицы зимних Олимпийских игр 2014 года. Сейчас, когда до открытия Олимпийских игр, которое состоится 7 февраля 2014 года, осталось меньше двух месяцев, уже очевидно, что Игры состоятся, можно прогнозировать, что политическая составляющая и информационная активность вокруг истории адыгов утихнет. Мощная информационная компания и исторические спекуляции по этому вопросу имели и положительный эффект, они обозначили чрезвычайную актуальность анализа исторических, культурных, политических и прочих процессов, протекавших в адыгском мире в XIX-XX, на анализ которых научное сообщество должно направить свои усилия.
Для чего это нужно, "Вестнику Кавказа" рассказал старший научный сотрудник Северо-Кавказского научного центра высшей школы ЮФУ Владимир Колосов.
"Адыги, в силу известных событий середины XIX века, — это разделенный народ, значительная часть которого, проживает в западной части Северного Кавказа и ряда стран Ближнего Востока (Турция, Сирия, Иордания, Израиль). Адыги проживавшие на территории России и стран Ближнего Востока длительное время развивались изолировано, испытывая влияние разных культурных парадигм. Причем, если анализируя развитие адыгов в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации целесообразно применять термин метаморфоз, то при анализе тех процессов, которые протекали в среде адыгов-эмигрантов в Турции и других стран Ближнего Востока можно применить термин трансформация", - считает Колосов.
По его мнению, "адыгам, проживавшим последовательно в составе Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации, были созданы условия для развития языка, культуры и самореализации во всех прочих сферах. В 1922 году были созданы Адыгейская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская автономные области, которые затем получили статус республик. Столь комфортные условия для развития адыгов не существовали и не существуют более нигде в мире, они позволили адыгам поступательно развиваться и реализуя индивидуальную программу развития.
В тоже время, если в Турецкой империи адыгской диаспоре были созданы более или менее комфортные условия, то с установлением нового государства – Республики Турция их положение изменилось. Все их организации и школы были закрыты, начались судебные преследования организаторов и учителей, четырнадцать деревень, населенных адыгами, были подвергнуты принудительному переселению, а ученики выгонялись из военных школ. По закону 1934 года адыги должны были отказаться от родовых имен и принять турецкие фамилии. Конечно, с течением времени все изменилось и сейчас усилия общественных деятелей направлены на возрождение культуры, языков, этнического самосознания. Однако последствие этих действий оказались весьма разрушительными. В Турции адыги целое столетие подвергались сильному ассимиляционному давлению. Несмотря на то, что именно здесь сосредоточена крупнейшая диаспора в два-три, а по некоторым данным – до пяти-восьми миллионов человек, не более 15-20% из них говорят на родном языке. В Сирии и Иордании на нем говорит фактически только старшее поколение. В Европе и США, где нет компактных адыгских поселений, изучение языка стало чисто семейным делом. А между тем язык – это один из важнейших факторов существования и развития народа. Нет языка – нет народа".
По словам историка, "можно бесконечно долго сравнивать условия проживания адыгов в России и Турции, Сирии или Иордании и сравнение это очень часто будет не в пользу вышеперечисленных зарубежных стран. В силу этих причин, а также эскалации конфликта в Сирии, все больше адыгов желают вернуться на историческую родину. Пока их не столь много, но, уверен, их число будет расти. Прибывающие люди не зная русского языка, а часто и родного. Родившиеся, воспитанные и формировавшиеся в иной культурной парадигме они могут попасть в сложную ситуацию и им, безусловно, необходима адаптация, в том числе культурная".
"Научное сообщество должно сосредоточиться на изучении и анализе истории развития адыгов, проживавших на Северном Кавказе и Ближнем Востоке. Необходимо определить насколько далеко зашли трансформационные процессы у адыгов Ближнего Востока и выработать меры к их адаптации к жизни в Российской Федерации, помочь им максимально быстро и безболезненно адаптироваться к реалиям жизни, изучить язык, приобщиться к культуре, включиться в процесс поступательного саморазвития", - уверен Колосов.