Чечня: от национализма к толерантности

Читать на сайте Вестник Кавказа

Два года назад после событий на Манежной площади, один из лидеров движения русских националистов, Александр Белов на предложение приехать на площадку к кавказской молодежи ответил согласием. Через несколько месяцев Белов и экс-лидер движения «Славянский союз» Дмитрий Демушкин поехали в Чечню. Там националистам понравилось, и они заявили, что поездка изменила их взгляды на происходящее.

О том, что привело Чечню от национализма к толерантности, глава чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов рассказал "Вестнику Кавказа": "Это осознание собственных ошибок. В 1991 году мы считали, что наши соседи нам не нужны и мы сами выживем в этом мире, мы должны от всех отделиться, от своих братьев по Кавказу, от России, построить свое государство. Вскоре мы увидели, куда мы попали. В яму попали!"

Вторым, моментом, по мнению Абдурахманова стало внимательное отношение в развитию государства: "Мы восставали из пепла, опираясь на народы другие России. Ответственность перед поколениями ведет нас к тому, что мы теперь имеем твердую [почву под ногами].
Рамзан Ахматович [Кадыров], когда стал президентом, первым документом, который он подписал, была Концепция национальной политики в Чеченской Республике. У нас проживают представители 44 народностей, и ни одного ЧП за все последние годы. Ни одного ЧП! Себе будет дороже! Твердую вертикаль власти, которую установил Рамзан Ахматович – парламент, правительство, администрация, районы, сельские депутаты, все партии, муфтияты – все мы работаем на одно. Когда мы будем крепки? Если мы будем едины. Это осознают и в обществе, и руководство постоянно, день и ночь, без выходных на этой темой работает. Поэтому у нас такая ситуация. Я горжусь, что такая ситуация в Чеченской Республике, и горжусь, что имею к этому отношение как заместитель Кадырова".

"Мы поняли: живем вместе – это богатство; врозь – это культурный голод, информационный голод, литературный голод. Поэтому единство народов, субъектов России федеративной надо укреплять. Тогда мы будем жить в тишине на наших улицах. А если этого не будет, на наших улицах будет громыхать НАТО и так далее. Неправда? Мы возвращаемся к урокам прошлого", - резюмировал Абдурахманова.

Из Концепции национальной политики в Чечне
Связанный с распадом СССР и последующими преобразованиями крах базисных ценностей и приоритетов государства и общества, паралич федеральной власти ввергли миллионы людей в экономический, политический и идеологический хаос, нанесли тяжелый удар межнациональным отношениям. Центробежные, сепаратистские процессы, спровоцированные в стране этими реалиями, получили наиболее опасное развитие в Чеченской Республике. В силу стечения обстоятельств и взаимодействия целого комплекса объективных и субъективных факторов республиканского и федерального уровня, в конце ХХ в. многонациональный народ Чеченской Республики был насильно выведен из экономического, политико-правового и информационного поля России. Он стал жертвой широкомасштабных военных действий, унесших тысячи жизней, подвергших почти полному уничтожению экономику и социальную инфраструктуру республики, лишивших сотни тысяч граждан жилья и имущества, вынудив многих переселиться в другие регионы России, ближнее и дальнее зарубежье.
Одним из тяжелых последствий вооруженного конфликта и предшествовавших ему процессов, связанных с политикой сепаратистов, явилось резкое нарушение исторически сложившейся национальной структуры населения республики, утрата его полнокровной полиэтничности. Если в 1989 году в ЧИАССР проживали 734 тысячи чеченцев, 163,8 тысяч ингушей, 294 тысячи русских, более 60 тысяч русскоязычных (армян, украинцев, кумыков, ногайцев, аварцев и др.), то, по переписи 2002 года, общая численность населения Чеченской Республики составляет 1 млн. 103,7 тыс. человек, из них: 1 млн. 31, 6 тыс. чеченцев, 40,6 тыс. русских и 31,4 тыс. русскоязычных.
Это свидетельствует об актуальности продуманной национальной политики в Чеченской Республике, внимательного учета интересов и потребностей социокультурного развития всех национальных общностей, включая малочисленные.