Почему россияне не мобильны
Читать на сайте Вестник КавказаПо подсчетам экспертов, сегодня больше половины трудоспособного населения российской провинции стали внутренними мигрантами, то есть ездят на работу в другие города. Большинство жителей российских малых городов и деревень живут и зарабатывают "в тени" — не платят налогов, почти не пользуются государственной медициной и не рассчитывают на пенсию. При этом там, куда люди приезжают в поисках лучшей доли, их часто воспринимают как чужаков, что подчас приводит к конфликтам на межнациональной или межконфессиональной почве.
По мнению главы думского комитета по делам национальностей Гаджимета Сафаралиева, "гармонизация отношений, в первую очередь, относится к внутренним взаимодействиям тех этносов, которые проживают на территории России, к переселенческой политике. К сожалению, СМИ неправильно воспринимают этот термин «внутренняя миграция». Люди, живущие здесь, граждане одной страны. Они демонстрируют свою мобильность, желание поменять место жительства, получить работу".
При этом Сафаралиев сожалеет, что мобильность людей низкая: "Только 1861 году отменили крепостное право. Только в 1955 году начали выдавать паспорта, по которым люди могли реально перемещаться по стране. У нас на историческом, генетическом уровне мобильность очень невысокая. И нет никаких условий для улучшения этой тенденции".
Масса вопросов возникает у депутата к переселенческой политике в отношении соотечественников: "Сколько лет идет программа. Могу ошибаться в точных цифрах, но только 60-65 тысяч человек у нас осталось, а многие уехали назад. Почему? Люди возвращались на родину предков, начинали нормально жить, хорошо работать, но это не нравится тем, кто там живет. Поджоги, неприятие. У нас нездоровая обстановка на уровне культуры, воспитания, образования. Уровень образования упал ниже плинтуса. Вузы выпускают единицы востребованных специалистов. Мы что-то усиленно сокращаем, объединяем, попытки какие-то совершаются министерством образования. Но, на мой взгляд, это не приводит к положительным результатам - механические такие действия разрушают систему образования. Образование это не только Москва, Санкт-Петербург или Екатеринбург, это вся страна. И образование – это такой же государствообразующий фактор, как и едины язык".
Касаясь вопроса воспитания патриотизма, Сафаралиев заявил: "Мы говорим о гражданской нации, чувстве принадлежности к малой родине, к большой родине. Но каким образом это воспитывать? Уроки патриотизма ввести? Бесполезно! Это как факультатив, не будут ходить люди. У меня более чем 30-летний опыт преподавания, я знаю ситуацию, - не пойдут. Единственный вариант – отнестись к предмету «История Отечества» совершенно по-другому. Надо сделать его официально третьим экзаменом по ЕГЭ в школах. Тогда и родители, и дети сразу перестроятся. Они, по крайней мере, будут знать, кто они, что они, откуда они. Мы говорим о необходимости найти общие черты, которые бы нас объединяли бы. Где их найти? Из исторических явлений, фактов, из литературы, из многих явлений, которые нас объединяли – допустим, Великая Отечественная Война, гигантские стройки. Надо и миграционный аспект рассматривать в увязке с этим. Я все-таки больше переживаю за вопросы, связанные с перемещением наших народов внутри страны и с той напряженностью, которая возникает при этих перемещениях, чем с внешней миграцией".