Шафиг Пшихачев: "Простые люди часто оказываются большими государственниками, чем политики"
Читать на сайте Вестник КавказаПосле октябрьской встречи президента Путина с главами духовных управлений мусульман России исламское духовенство приступило к решению проблем создания российской школы исламского богословия, усиления конструктивной роли мусульманского сообщества в решении общероссийских проблем, в том числе в обеспечении территориальной целостности и безопасности государства.
Об этом в интервью "Вестнику Кавказа" рассказал председатель религиозной организации "Международная исламская миссия" Шафиг Пшихачев.
- Что может сделать исламское духовенство, чтобы переломить подчас негативное отношение к мусульманам в Центральной России?
- К сожалению, сегодня ислам воспринимается в обществе как негативное явление, как дестабилизирующий фактор. На самом деле, ни ислам, ни мусульманская умма в российском обществе не является дестабилизирующим фактором. Надо это переломить. На самом деле, мусульмане в России позиционируют себя как россияне. Надо, чтобы об этом знали в центральной России, чтобы об этом знали в нашем российском сообществе.
На взаимопонимание в обществе огромное влияние сегодня оказывает работа Межрелигиозного Совета России. Религиозные деятели, понимая, что им нельзя в одной стране разделиться ни по каким религиозным признакам, создали Межрелигиозный Совет России 15 лет назад. Если бы религиозные организации, представляющие традиционные религии России (и православие, и ислам, и буддизм, и иудаизм), на ранней стадии развития нашего государства не объединили бы свои усилия, не объединились бы и не стали бы эффективно взаимодействовать, наверняка в обществе был бы намного выше уровень непонимания друг друга. Мы никогда не прекращали призывать своих прихожан к взаимопониманию. Нам нечего делить, государство оставалось единым, и мы понимали, что нам нужно развиваться вместе и сообща.
- Что может предпринять государство?
- Нашим политикам нужно перестать спекулировать на национальных и религиозных чувствах. Потому что это создает определенные трудности. Когда политик федерального уровня говорит о какой-то неприязни или призывает к тому, чтобы какой-то регион РФ огородить колючей проволокой или делать какие-то прививки для того, чтобы остановить развитие того или иного народа, это отражается на сознании какой-то части нашего общества. Это не создает благоприятный фон для того, чтобы понимать друг друга. Нельзя спекулировать на этом ни ради выборов, ни ради чего. Нужно понять одну вещь: мы все находимся в одной лодке, и чем больше мы раскачаем эту лодку с любой стороны, тем хуже нам всем будет. Простые люди часто оказываются большими государственниками, чем отдельные наши политики. Это первое.
- Как вы оцениваете ситуацию с мечетями в Москве?
- Мечетей в Москве недостаточно. Это вызывает много непонимания в мусульманском сообществе. Если мы посмотрим даже на европейские города, то там на порядок больше - что в Лондоне, что в Париже, что в различных городах Германии. На самом деле есть потребность в этих мечетях. Если считать мечеть определенным институтом ислама, то я думаю, что строительство мечетей во благо нашего российского общества необходимо. Думаю, так в Москве можно было бы улучшить фон межнационального и межконфессионального понимания. Особенно в Москве есть такая потребность, но насколько я знаком с ситуацией, в других регионах России особо острой нужды в мечетях не наблюдается.
***
Касаясь заявлений Владимира Путина на встрече с мусульманскими лидерами в Уфе, Шафиг Пшихачев назвал их позитивным посылом: "Речь я называю эпохальной и программной, потому что такую речь мог бы предложить мусульманский религиозный деятель, чтобы наши государственные деятели задумались о роли религии в развитии нашего общества. Мы всегда принимали и понимали демократичность развития нашего общества, но задавались вопросом, как видится роль религий в нашем развивающемся обществе нашими государственными деятелями. После этой речи у меня не остается никаких вопросов. Оценка дана абсолютно верно - и какой должна быть позиция нашего государства, и какая сегодня наша роль. При этом президент мусульманскую умму России использовать современные средства в работе с обществом. Общаться с современным обществом нужно, используя современные технические достижения и современную методику взаимодействия тех или иных обществ. Мы, религиозные деятели должны прочувствовать еще большую ответственность в связи с изложением этой речи. О таком явлении могли бы многие наши единоверцы мечтать даже в некоторых мусульманских странах. Такое видение, такое отношение, такая позиция в отношении религии, которая была высказана в этой речи, очень многого стоит, и на нас, на мусульманское сообщество, особенно на мусульман накладывает очень большую ответственность".