Эмзар Квициани просится домой
Читать на сайте Вестник КавказаБывший представитель бывшего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе в Кодорском ущелье Абхазии Эмзар Квициани обратился к новым властям страны с просьбой разрешить ему вернутся в Грузию. Квициани просит гарантировать, что его не арестуют в тбилисском аэропорту сразу после прилета из России, где бывший чиновник живет после 2006 года.
Прежние власти обвиняли Квициани в государственной измене и создании незаконных вооруженных формирований. Речь идет о событиях 2006 года в Кодорском ущелье, где с момента окончания грузино-абхазской войны 1992-1993 годов и вплоть до пятидневной войны 2008 года распространялась юрисдикция официального Тбилиси.
Эмзар Квициани принимал участие в первой абхазской войне на стороне Грузии. После войны он возглавил ополчение местных сванов – этнической группы грузинского народа. Летом 2006 года тогдашний министр обороны Ираклий Окруашвили предъявил сванам ультиматум: сдать оружие и не препятствовать вхождению в Кодорское ущелье подразделений министерства обороны Грузии. Квицини прекрасно понимал, чем обернется очередная авантюра центральных властей. Поэтому он был категорически против ввода войск в ущелье, но оказать серьезного сопротивления грузинским войскам не смог.
Из Кодори Квицини сбежал в Россию, где и живет до сих пор. В августе 2008 года сбылись его самые мрачные предсказания: абхазские формирования вытеснили из Кодорского ущелья грузинские войска вместе с местным грузинским населением и лишь небольшая часть сванов в последние годы смогла вернуться в свои дома. Бывшего губернатора среди них нет, поскольку у абхазских властей к нему не меньше претензий, чем у грузинских.
Таким образом, у Квициани осталась одна надежда: процесс реабилитации лиц, репрессированных во время правления Саакашвили. Но правящая коалиция «Грузинская мечта» не внесла его в список политзаключенных и политических беженцев из более чем двухсот противников прежнего режима. Эмзар Квициани до сих пор не получил ответа на свою просьбу о прекращении в отношении него уголовного преследования. И это молчание новых властей весьма показательно. Судя по всему, правительство Иванишвили не хочет создавать прецедента отмены уголовного дела в отношении «мятежника», который противостоял властям с оружием в руках.
Но не менее значима и примечательна другая причина отказа в реабилитации: Квициани все-таки живет в России, а этого быть не могло бы без самых тесных контактов с соответствующими российскими службами. Именно благодаря связям в Москве и искусной дипломатической игре, Квициани и удавалось сохранять мир в Кодори в течение 13 лет своего лидерства в этом регионе.