Ситуация на постсоветском пространстве кардинально изменилась
Читать на сайте Вестник КавказаСо времени саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе прошло уже почти две недели, но эксперты и политики продолжают обсуждать его результаты. И не случайно.
Программа Евросоюза "Восточное партнерство" нацелена на сближение с Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдавией, Белоруссией и Украиной, она не предусматривает членства в ЕС, но предполагает политическое и экономическое сближение. Между тем, как полагает первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук, "экономику опасно, как минимум вредно, ставить впереди политики только по той причине, что именно политика задает экономический вектор. В безвоздушном пространстве экономика не может находиться без политических решений о том, как действовать на этом направлении. Если то или иное государство будет ставить экономику впереди политики, оно автоматически превращается в техническое государство, которым будут пользоваться те государства, которые политику ставят впереди экономики".
По мнению Трофимчука, "после саммита в Вильнюсе ситуация изменилась для всего постсоветского пространства, причем изменилась достаточно кардинально. Мы видим, что происходит, когда многовекторная политика, в данном случае, Украины затягивается до невозможности. И мы видим результат! Именно так многовекторность будет заканчиваться во всех странах постсоветского пространства. На мой взгляд, итоги вильнюсского саммита для безопасности СНГ отрицательные. Сейчас мы видим, что Украина никому не нужна, и там целенаправленно создается хаотическая ситуация не только в экономике, а прежде всего в политической плоскости.
Грузия, и Молдавия парафировали соответствующие документы, не ассоциацию пока. Но ассоциация не так далеко лежит от этих документов. И мы видим, что уже происходит внутри этого «Восточного партнерства». Молдавия, когда узнала, что Украина не будет подписывать ассоциативное соглашение, пошла по головам и заявила, что готова получить те деньги, которые в принципе еще и Украине-то никто не давал на руки. Делится шкура неубитого медведя, и ситуация хаотизируется уже внутри самого «Восточного партнерства». Это очень важный, опасный сигнал для всех остальных. То есть давление будет оказываться на те страны, которые не приняли того или иного решения о парафировании или тем более о подписании ассоциативного соглашения, я уж не говорю о непосредственно вхождении в Евросоюз".
Подписывать соглашение об ассоциации с ЕС пока не планирует Баку. Как заявил экс-заместитель министра экономики Октай Ахвердиев, "Азербайджан во главу угла своей политики ставит, конечно, экономические интересы Азербайджана. Демократия – очень хорошее дело, права человека – еще лучше, но если в стране нет хлеба и воды, то [что может быть] хуже. Поэтому у нас прагматичный подход ко всем этим процессам, связанным с выбором направления в сторону Европы или в сторону России. Азербайджан поступил, как принято на Востоке, очень мудро. Наши кровные интересы таковы, что нас интересует и Россия, и Европа. Поэтому, когда мы конкретные какие-то проекты намечаем на будущее или же уже осуществляем их, то исходим из того, что это нам даст".
С Ахвердиевым согласен и директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев: "Тот шаг, который сделал Баку на вильнюсском саммите, вполне разумен. Многим можно было бы брать пример именно с такой позиции. Потому что страсти, которые сейчас бушуют вокруг Украины, были спровоцированы крайне политизированным подходом к подписанию этого документа. Причем эту политизацию нагнетала в первую очередь Европа, навязав Украине соответствующий документ с соответствующим содержанием. В итоге мы фактически имеем бурю в стакане воды, потому что вокруг каких-то завышенных иллюзий части украинского общества происходит нечто, что даже некоторые уже называют революцией. В этом смысле решение, которое принял Азербайджан, вполне разумное и в его ситуации оптимальное. Может быть, и с Украиной могла бы быть совершенно другая история, если бы не было такой оголтелой политизации, перевода в геополитическую плоскость".
Касаясь ориентации азербайджанской экономики на европейские рынки, Михеев заявил: "А на какие еще рынки Азербайджан может ориентироваться? В первую очередь, на европейские. Однако здесь опять же надо понимать, что европейская ориентация внешней политики и торговли с Европой – не одно и то же. Как раз наоборот. Запад хотел бы такой увязки - мы покупаем у вас ваши товары, а вы поэтому следуете нашим советам и во внешней и во внутренней политике. Мне кажется, Азербайджану пока удается избежать такой жесткой привязки, и это тоже правильно. Мало ли кто куда что продает. Если посмотреть на структуру торговли России, то мы тоже все практически продаем в Европу: и газ, и нефть, и много других товаров. И оттуда многое получаем. Но абсолютно не приемлем попыток на этом основании диктовать нам какие-то ориентиры внешней и внутренней политики. Думаю, это совершенно прагматичная, нормальная позиция".