Путин в Армении: взгляд из Москвы

Читать на сайте Вестник Кавказа

Вчера Армения дождалась президента РФ Владимира Путина. Переговоры о его визите к стратегическому партнеру шли долго. Чуть ли не со дня второй инаугурации российского президента. Он, однако, не торопился. У стратегических партнеров возникла вдруг одна, но очень неприятная неувязочка. Армения собралась подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. Событие должно было произойти на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе. Москве надо было понять, что делает союзный Ереван. А с визитом можно было подождать.

Резоны поведения Армении были достаточно просты. Она никак не могла добиться от России двухмиллиардного кредита на стабилизацию своей экономики. Уклончивые обещания Москвы помочь были особенно обидны на фоне того, как она одаривала колоссальными суммами непостоянную Киргизию, которая до поры до времени получая безвозмездную помощь от России, тут же начинала действовать отнюдь не в русле российских интересов. Не менее обидным было игнорирование Армении по части Таможенного союза (ТС) – несмотря на озвученную Ереваном заинтересованность, приглашения он не получил.

Между тем, вариант ассоциации с ЕС Арменией был продуман достаточно глубоко. В соглашении напрочь отсутствовала военная составляющая, а политическая была сведена к тому минимуму, который всегда сопровождает экономические составляющие договоров. Если в двух словах, то Армения получала облегченный визовый режим и зону свободной торговли и обязывалась проводить управленческие реформы по европейским лекалам. Если смотреть вглубь расклада, то выходило, что Россия получала избавление от проблемного родственника, докучающего просьбами о вспомоществовании. При этом сохраняла полностью военное влияние, но вероятно крайне незначительно могла потерять во влиянии политическом. Однако, такой сценарий ее, похоже, не устроил. Видимо, и Ереван получил какие-то гарантии в ходе закулисных переговоров, потому как во время недавнего визита президента Сержа Саргсяна в Москву разговора о сближении с ЕС не было, а прозвучало заявление: Армения идет в Таможенный союз. К тому времени было уже известно, что Белоруссия в целом индифферентна к такого рода расширению альянса, а Казахстан – против. Различные подходы к вопросу были устранены во время Х российско-казахстанского межрегионального саммита в Екатеринбурге в ноябре.

Какие именно гарантии мог получить Ереван, делая выбор в пользу Таможенного союза, стало известно в ходе ответного визита Владимира Путина 2 декабря. Армения будет получать российский газ по ценам, привязанным к внутрироссийским, оружие – по внутрироссийским ценам, будет интенсифицировано сотрудничество, а атомной энергетике, сфере безопасности, обещаны инвестиции и целый ряд экономических проектов. Мало? Если на деле все будет так, как в соглашениях, то совсем немало.

Карабахская проблема. Владимир Путин заявил, что кровь больше проливаться не должна и приветствовал возобновление контактов между Азербайджаном и Арменией на высшем уровне. Вполне, кажется, уравновешенное адекватное заявление. Ереван должен быть доволен. Ну, и вдогонку: Россия сделает процесс вступления Армении в ТС максимально эффективным (по некоторым данным, дорожная карта будет подписана 24 декабря).

Как сказал «Вестнику Кавказа» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку, доктор исторических наук Александр Князев, присоединение Армении к ТС - процесс достаточно безболезненный для России, Казахстана и Белоруссии, поскольку больших экономических смыслов для стран–членов ТС в себе не несет. В Армении нет каких-то отраслей экономики, каких-то предприятий, которые могли бы составить кому-либо в альянсе конкуренцию. «Нет такого негативного фактора, как, например, киргизский контрабандный реэкспорт из Китая. Можно обратить внимание на то, что по сравнению с Киргизией вопрос вступления в ТС Армении решается почти стремительно. Но нет и какого-то особого позитива - рынок маленький, принципиального значения ни для кого не имеющий. Вряд ли нужно открещиваться от того, что главным мотивом принятия Армения в ТС является политический, в первую очередь для России. Хотя и отрицать то, что появление нового полноценного члена союза позитивно для общего имиджа организации, нельзя. Для самой Армении вступление в ТС важно экономически - это не только цены на энергоносители, но и другие возможные преференции. Для России и Армении этот факт имеет значение и с точки зрения безопасности: Армения, находясь во враждебном окружении, получает дополнительные бонусы по гарантиям безопасности, а для России становится более уверенным военное присутствие в Закавказье, кстати, важное для безопасности самой России», - сказал Князев.

Владимир Путин, кстати, «подтвердил» мнение Князева, заявив, что Россия собирается усиливать позиции на Южном Кавказе, и рационально полагать, что в этом она рассчитывает, прежде всего, на своего стратегического партнера. Тоже, кажется, нормально для Армении.

Однако в Ереване в понедельник происходили, мягко говоря, непонятные события. Группа, называющая себя «Достойная Родина» решила встретить российского президента акцией, которая должна была дать ему понять, что он в Армении нежелательный гость. Группа, в которую из известных политических сил входит парламентская оппозиционная партия «Наследие», является прозападно ориентированной и считает, что выбор властями страны Таможенного союза был обусловлен давлением России, а стало быть, является вмешательством во внутренние дела Армении, покушением на ее суверенитет и т.д. Эти «прозорливые» политики и активные представители общества свою акцию подвели под лозунг о недопустимости колонизации страны.

Наверное, на эту сотню людей, задержанных, в конце концов, полицией, не стоило бы обращать особого внимания, если бы не несколько обстоятельств. Кричать о давлении Москвы на Ереван в выборе ТС не очень уместно – согласно опросам "Геллапа", за это примерно 70% населения Армении. Данные фальсифицированы властями, как утверждает оппозиция? Так других она ведь и не представляет! И такой риторический вопрос – организаторы антироссийской акции готовы взять на себя ответственность перед армянской нацией и историей за последствия, которые с большой вероятностью ожидают Армению в случае разрыва с Россией? Что-то подсказывает, что они вряд ли способны думать о таких материях, если уж подзабыли элементарные законы гостеприимства, тем более в отношении президента дружественной страны, который прибыл с визитом, как становится известно, после многократных просьб принимающей стороны.