Готов ли мир к новой Тегеранской конференции?
Читать на сайте Вестник КавказаЗавтра исполняется 70 лет с момента начала работы Тегеранской конференции "большой тройки", по итогам которой были намечены контуры послевоенного устройства мира. Ялтинско-Потсдамская система с распадом СССР ушла в историю, сохранив при этом ряд своих важнейших институтов. Однако новая система международного порядка, которая начала формироваться в 90-е годы и трансформировавшаяся после теракта в США 11 сентября 2001 года, до сих пор не обрела четкие контуры. Накануне этой знаменательной даты московские эксперты собрались вместе, чтобы обсудить текущее состояние мирового порядка.
Обсуждение было начато с анализа современного статуса США. Генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, говоря о роли Штатов в мировом порядке, обратил внимание на то, что еще в 90-е годы существовала иллюзия, что США могут в одиночку решать общемировые проблемы. "Это затронуло не только постсоветское пространство и развивающиеся страны, но и Европу, которые копировали многие их институты. Но в конце 90-х годов стали возникать сбои. Война в Ираке стала критическим моментом, все ведущие игроки были тогда против", - напомнил Кортунов.
По его мнению, США сейчас не пытаются формировать новый порядок, а пытаются сохранить те накопления, которые были сделаны за прошлые годы. "Отсюда стремления встроить Китай в старую систему отношений, удержать военное присутствие США за рубежом. Но с каждым циклом эта игра для США становится все более проигранной. Они идут на уступки, порой слишком поздно", - отметил эксперт.
"Вне зависимости от событий внутри страны относительно внешнего мира США будут постепенно слабеть. Не стоит сбрасывать их со счетов, они по-прежнему обладают очень большими ресурсами, но влияние их на мировые процессы будет спадать. Мне кажется, что в интересах США и других игроков не допустить резкого обвала этой страны, иначе, к примеру, с проблемами Афганистана останутся один на один его соседи", - предупредил Кортунов.
В свою очередь, заведующая кафедрой прикладного анализа международных проблем МГИМО (У) МИД РФ Татьяна Шаклеина подчеркнула, что сегодня события, подобные Тегеранской конференции, которые могли бы на долгие годы определить мировой порядок, не происходят. "Раньше мы миропорядок называли по месту встречи. Но сейчас я не увидела такого события, на котором собрались бы ведущие игроки и договорились относительно того, какой порядок будет теперь. Я порядок XXI века никак не называю, просто порядок XXI века. США, разумеется, очень много сделало для обустройства современного мира, но роль многих других игроков сейчас только усиливается", - отметила эксперт.
Она также добавила, что прецедентная норма США совершать по собственному решению военные действия может привести к серьёзной нестабильности. "Они на нашем континенте дестабилизировали ситуацию, а теперь заявили, что решить это им самим не под силу. И вот здесь появилась возможность для созыва второй такой тегеранской конференции, где будет представлена и Россия, и Китай", - заключила Шаклеина.
Старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол Виктор Трифонов коснулся роли Китая в мировом сообществе. "Китай и его партнеры - это страны, которые несут новую концепцию мирового порядка. Кризис 2007-2008 годов показал, что США не в состоянии нести это бремя. БРИКС помог вывести мировую экономику из сложного положения", - напомнил Трифонов.
"В Китае сейчас большая полемика, что должно придти на замену ялтинско-потсдамской системе, какова должна здесь быть роль Китая, готов он стать лидером или еще не созрел. Политологи разделяются во мнении. На сегодняшний день официальная точка зрения - копить силы и никуда не высовываться" - сообщил посол.
На данном этапе линия США, по его мнению, совершенно определена - это сохранение лидерства. "Определен перенос вектора тяжести. XXI век станет веком тихоокеанской политики США. Они проспали возвышение Китая. Сейчас как главный свой козырь США начали вытаскивать Японию, в настоящее время идет ее резкое возвышение. Японский фактор резко поднимается, его противоречия с Китаем сложнее, чем у США с Китаем" - предупредил Виктор Трифонов.
Что касается нашей страны, то ее позиции на международной арене только окрепнут, уверен руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН, профессор Александр Гусев. "В условиях современного турбулентного, раздираемого противоречиями мира роль России, конечно, должна возрастать", - считает он. Говоря об этом, эксперт отмечает такие ее характерные черты, как то, что "вокруг России всегда консолидировались", а также тот факт, что наша страна является "особой цивилизацией" между Востоком и Западом.
Что касается главных векторов ее внешней политики, Александр Гусев напомнил о принятой в конце 2012 года концепции внешней политики, в которой в качестве приоритетных направлений деятельности российской дипломатии указаны СНГ, Китай, ЕС и США.