Цены на нефть не заметили соглашения Ирана с Западом

Читать на сайте Вестник Кавказа

Экономический вопрос номер один, возникший после состоявшегося накануне долгожданного подписания соглашения между Ираном и "шестёркой переговорщиков", - что будет с ценами на нефть? Как известно, основные санкции, принятые против Исламской республики, были направлены на максимальное ограничение её нефтяного экспорта. Откроет ли текущее Соглашение двери иранской нефти на мировые рынки? Упадёт ли в связи с этим цена на нефть? На эти вопросы "Вестнику Кавказа" ответили директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов и глава бакинского Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан. И ответили они отрицательно.

Оба эксперта сослались на то, что, в первую очередь, текст соглашения слишком туманно обрисовывает перспективы для иранского нефтяного экспорта. "Я не исключаю, что в краткосрочной перспективе рынок отреагирует небольшим снижением цен, ожидая разблокирования экспортной программы Ирана, но пока что очень туманна вся эта история со снятием санкций, потому что есть большие сомнения, что режим санкций будет полностью отменен. Тем более что, мне кажется, это соглашение довольно хрупкое", - отметил Константин Симонов.

"Иран неплохо продает Западу нового президента-либерала, но все равно все понимают, что политический курс Ирана не изменился и это только красивая пиар-витрина. И в этом плане я не ожидаю, что режим санкций будет полностью снят, что означает неопределённость ситуации вокруг Ирана и возможность новых кризисов. Парадокс положения дел в том, что чем успешнее будут идти переговоры, тем более радикальной может оказаться позиция соседей Ирана - Израиля и Саудовской Аравии - которые, совершенно не исключено, могут в какой-то момент пойти на необдуманные действия, и тогда сценарий будет самый радикальный и негативный", - пояснил Симонов, как в текущей ситуации сокрыта вероятность роста цен на нефть в долгосрочной перспективе.

Ильхам Шабан, в свою очередь, напомнил, что уже в первичном заявлении Белого дома было сказано, что "промежуточные переговоры и достигнутые соглашения с официальным Тегераном не дают ему право на открытую продажу нефти на мировом рынке", и по этой причине размораживание части иранских активов, произошедшее накануне вечером, следует расценивать лишь как жест доброй воли.

"Но это не означает, что Иран сможет вести активную торговлю нефтью и нефтепродуктами и поэтому будущее иранской нефти очень туманно. Трейдеры даже, я бы сказал, в растерянности: они не знают как реагировать на случившееся, и в этом смысле на рынках, я думаю, в ближайшей перспективе именно на иранском факторе будет не падение, а подъем", - выразил экспертное мнение Шабан, напомнив, что с наступлением зимы куда большее влияние на нефтяные цены будет оказывать не иранский фактор, а возможные газовые войны в Европе, негативные отношения между странами в связи с ними и опасения на этом фоне.