Израиль оставляет за собой право действовать…

Читать на сайте Вестник Кавказа

Достигнутое в Женеве соглашение международной "шестерки" с Ираном, безусловно, является главной темой обсуждения в израильских политических, военных и журналистских кругах.

С осуждением его выступил премьер-министр Биньямин Нетаньяху. "Мир становится гораздо более страшным местом, поскольку самый опасный режим на планете сделал значимый шаг на пути к обладанию самым опасным на планете оружием", - цитирует его РИА Новости.

"Впервые ведущие державы мира согласились с обогащением урана в Иране, проигнорировав решения Совета Безопасности ООН, которые сами же инициировали… С Ирана снимаются санкции в обмен на косметические уступки, которые за несколько недель можно отыграть назад", - добавил он.

По словам министра иностранных дел Авигдора Либермана, договор представляет собой огромную дипломатическую победу Ирана, так как тот добился всех поставленных целей: оставил за собой право на обогащение урана, сохранил все центрифуги и ядерный реактор в Араке и при этом значительно ослабил санкции. В связи с этим, продолжил Либерман, Израиль свободен от каких-либо обязательств в связи с этим договором и считает, что "все опции остаются открытыми" (то есть и опция военного удара по иранским ядерным объектам).

Договор в Женеве, подчеркнул Либерман, создал принципиально новую политическую реальность, как на Ближнем и Среднем Востоке, так и во всем мире, так как самым непосредственным образом затрагивает интересы не только Израиля, но и Саудовской Аравии, стран Персидского Залива, Египта и Турции. Хотя об этом и не было сказано прямо, Либерман явно намекнул на то, что все эти страны могут составить будущую антииранскую коалицию.

В сходном духе высказались и все остальные члены израильского правительства – как от правого крыла коалиции в лице лидера партии "Еврейский дом" Нафтали Беннета, так и от расположенной на ее левом фланге лидера партии "Есть будущее" Яира Лапида.

"Мы проснулись утром в реальности, в которой подписан очень, очень плохой договор. Этот договор дает Ирану ровно то, чего он добивался - существенное облегчение санкций, но при этом сохраняет самые важные составляющие их ядерной программы. Если через пять лет взорвется ядерный чемоданчик в Нью Йорке или Мадриде, это будет прямым следствием подписанного утром договора. Важно, чтобы мир знал: Израиль не будет поддерживать соглашение, которое подвергует опасности существование нашей страны" – заявил министр экономики Нафтали Беннет.

Министр по делам разведки и стратегии Юваль Штайниц ("Ликуд") отметил, что этот договор не только не отдаляет, но и приближает Иран к созданию собственного ядерного оружия под прикрытием Запада – просто исламская республика будет до поры до времени держать выдавать свои планы по созданию такого оружия за "развитие мирного атома", а потом создаст его в течение пары-тройки недель.

Рано утром в воскресенье, 24 ноября, корреспондент "Вестника Кавказа" попросил прокомментировать достигнутое соглашение директора Департамена Ирана в министерстве разведки и стратегии Израиля г-жу Симу Шайн.

"Вне сомнения, этот договор представляет собой огромную победу Ирана. И дело не только в том, что он дает ему возможность продолжать ядерную программу, ослабляя санкции, но и в том, что данное соглашение, по сути дела, выводит Иран из международной изоляции, в которой он находился десятилетиями со времен аятоллы Хомейни. Таким образом, речь идет не о тактическом, а о стратегическом достижении Тегерана. У меня нет сомнений и в том, что Запад мог бы достигнуть лучшего варианта договора, так как Иран крайне нуждался в этом соглашении", - считает она.

При этом г-жа Шайн видит в произошедшем и положительные моменты, которые "состоят в том, что Израиль официально и в самом деле не имеет никакого отношения к данному договору, он ни к чему нас не обязывает и наши руки развязаны. В то же время некоторые израильские требования Западом были все же учтены, включая и требования о более жестком контроле за соблюдением Ираном условий соглашения".

По ее мнению, в сложившейся ситуации Тель-Авиву необходимо "ждать и пристально следить за происходящим. Весь исторический опыт показывает, что Иран никогда не соблюдал соглашения и не следовал взятым на себя обязательствам. Почти уверена, что он нарушит их и на этот раз – либо те пункты, которые касаются ослабления санкций, либо пункты, ограничивающие его ядерную программу. На этом этапе у Израиля появится право вмешаться и потребовать от мирового сообщества действовать".

Пока трудно сказать, последуют ли израильские политики совету г-жи Шайн и будут ли они сидеть, сложа руки, в ожидании ошибки правящего режима Ирана. В связи с этим стоит напомнить, что, по сообщениям ливанских источников, в дни визита президента Франции Олланда в Иерусалим туда же прибыл шеф разведки Саудовской Аравии принц Бандар бин-Султан и провел тайные переговоры с Олландом и израильским премьером Биньямином Нетанияху.

Не исключено, что эти переговоры были первым шагом в создании той арабо-израильской антииранской коалиции, на которую намекнул Либерман. Как предполагается, помимо Израиля и Саудовской Аравии, в коалицию войдут Катар, Кувейт, ОАЭ, Иордания и Египет. Не исключено, что на каком-то этапе Турция тоже решит забыть о своих дрязгах с Израилем и Египтом и присоединится к этому союзу из глобальных геополитических интересов.

Если это в самом деле так, Либерман прав: мир вступил в принципиально новую политическую реальность.