ПРОБЛЕМЫ ЧЕЧНИ ГЛАЗАМИ ЧЕЧЕНЦЕВ

Читать на сайте Вестник Кавказа
Стабилизация социально-экономической обстановки, нейтрализация террористических и экстремистских угроз на Северном Кавказе в последние несколько месяцев стала одной из ключевых тем. Президент Медведев вылетал в Южный Федеральный округ, проводил совещания с руководством республик, где ситуация остается неспокойной. «Нам нужны новые проекты - стало быть, новые рабочие места, потому что корни преступности остаются теми же - это социальная неустойчивость, бедность, засилье коррупционеров. Как следствие - отсутствие у людей мотивации к нормальной жизни, и уже соответственно асоциальное поведение, борьба за свои права преступным способом». На заседании Совбеза в Махачкале Медведев заявил, что низкая эффективность органов власти в некоторых республиках Северного Кавказа сопровождаются утратой доверия к власти и утратой авторитета власти.

Почему это происходит? Отвечая на этот вопрос, местные эксперты говорят, что сейчас идет бессистемное, точечное, разовое финансирование отдельных проектов, а нужна комплексная государственная программа по социально-экономическому развитию всего Северного Кавказа.

О высоком уровне безработицы в этом регионе говорили еще советские времена. Сегодня на Северном Кавказе самый низкий уровень жизни в России, а безработица среди трудоспособного населения превышает 50%, а в Чечне – все 70%. Занятая часть населения - служащие государственных и административных органов, работники правоохранительных структур, учителя, врачи, рабочие аграрного сектора, представители малого бизнеса и сферы услуг.

В Чечне до сих пор не восстановлен ни один из крупнейших (не только на Северном Кавказе, но и в СССР) объектов нефтеперерабатывающей промышленности, где были заняты десятки тысяч человек, не говоря уже о строительстве новых производственных мощностей. В богатом трудовыми ресурсами северокавказском регионе не строятся предприятия, подобные тем, которые возводятся в городах центральной части России, где и так не хватает рабочих рук.

Люди не верят, что позитивные изменения в этом вопросе произойдут после очередных заявлений первых лиц. «Поговорят и забудут до следующего ЧП в регионе», - убеждены в Чечне. Такое недоверие вызвано сразу несколькими обстоятельствами.

Во-первых, власти не могут решить одну из самых острых для жителей Чечни проблему установления местонахождения похищенных и без вести пропавших во время двух военных кампаний и создания лаборатории по идентификации эксгумированных тел. В течение нескольких лет из федеральных ведомств поступают отписки, хотя речь идет о судьбе и памяти пяти тысяч человек. Если посчитать, сколько у них родственников, друзей и знакомых, получится вся Чечня. «Такое отношение к самой кровоточащей ране целого народа!», - сетуют чеченцы.

Во-вторых, абсолютное большинство жителей Чечни в течение 18 лет не может получить компенсацию за утраченное жилье и имущество при депортации в 1944 году, предусмотренную федеральным законом «О реабилитации жертв политических репрессий». Выплата этой унизительной суммы в 10 тыс. рублей с января 2009 года полностью прекращена.

В-третьих, в Грозном недовольны тем, как решается вопрос об открытии таможенного поста и придании международного статуса аэропорту Грозного. И таможня, и международный статус у аэропорта были даже при режиме Дудаева. До последнего времени эти вопросы не решались – чиновники ссылались на режим КТО. Хотя сейчас чартерные рейсы в зарубежные страны за ширпотребом помогли бы десяткам тысяч людей, занятых в малом бизнесе.

В-четвертых, чеченских автомобилистов не радуют многочисленные блок-посты на федеральных трассах. На этих постах безо всяких оснований останавливают автотранспорт и из других регионов России, требуя мзду за проезд. В этой связи Грозный даже выступил с инициативой ввести регистрационные номерные знаки на транспортные средства единого федерального образца. Начать этот процесс предлагается с Южного федерального округа - региона с наиболее многочисленными национально-территориальными образованиями.

В-пятых, чеченцев обижают кинофильмы, где они предстают в образе врагов России, книги, подвергающие ревизии исторические решения руководства СССР, а затем и России о реабилитации репрессированных народов, и ставшие уже привычными лозунги националистического толка. В видеобращении к чеченскому народу по поводу открытия в Грозном Российского исламского университета имени шейха Кунта-Хаджи и наступления Рамадана премьер Путин отметил: «В нашей стране исторически проживают миллионы мусульман. Они по праву считают Россию своим Отечеством. Мы приветствуем возрождение исламских традиций». На фоне таких высказываний с неприкрытыми ксенофобскими призывами выступают некоторые государственные деятели и руководителями силовых структур России. В Чечне уверены, что это работает на отчуждение и настраивает людей разных национальностей друг против друга.

Из Грозного неоднократно звучали призывы к воссозданию федерального министерства национальных отношений. Местные эксперты удивлены, что на фоне беспрецедентного идеологического давления на Москву со стороны западных государств, Россия отказывается от какой-либо идеологии и внятной национальной политики, без которых существование многонациональной и многоконфессиональной России практически невозможно.