Можно ли вывести экономику из офшоров
Читать на сайте Вестник КавказаВ прошлом году 42% внешнеторгового оборота Российской Федерации (321,2 млрд дол.) проходило через офшорные зоны. Такие данные привел вчера на парламентских слушаниях по деофшоризации российской экономики глава комитета Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.
В пятерку лидеров по офшорным операциям входят Швейцария, Гонконг, Ирландия, Кипр, Британские Виргинские острова.
В ходе слушаний выяснилось, что большая часть крупных и мелких российских предприятий использует офшорные зоны. Только на Кипре зарегистрировано более 170 тысяч российских компаний. В стране сложился целый рынок по продаже офшорных компаний: стоимость услуг – от 550 до 1 800 долларов.
Главные причины ухода российского бизнеса в офшоры эксперты видят в несовершенстве законодательства и судебной системы, незащищенности прав собственности, неблагоприятном инвестиционном климате, неразвитости фондового рынка, а также в стремлении компаний минимизировать свои налоговые обязательства.
О направлениях офшоризации рассказал старший инспектор Следственного комитета России Георгий Смирнов: " Первое направление - вывод капитала, когда выводятся денежные средства, финансовые инструменты. Второе направление - вывод центра управления, когда, например, акции акционерного общества передаются в трастовое управление в оффшорные юрисдикции, и все это делается для того, чтобы скрыть фактического владельца бизнеса. Это тоже очень широко распространенная схема, так называемая секьюритизация активов. По этому направлению тоже происходит очень большой массив оффшоризации российской экономики.
В последнее десятилетие практикуются также схемы, когда для того, чтобы избежать налогового контроля и вообще контроля со стороны Центробанка, капитал выводится не непосредственно в офшорные юрисдикции, а в надежные юрисдикции. После чего выводится в офшоры и также может выводится в виде заемных средств".
Центробанк подсчитал объем выведенных сомнительным образом денежных средств, и он оказался около 60% от общей совокупности всех денежных средств, выведенных за рубеж. "По подсчетам экономистов, от 1,5 до 2% ВВП уменьшается от этого. То есть если мы хотя бы на 60-70% справимся с офшоризацией экономики, мы сможем увеличить ВВП на так нужные нам 1,5-2%. Поэтому борьба с офшорами имеет очень важное значение", - сказал Смирнов. При этом он заметил, что "это не российское изобретение - это мировая тенденция. После финансового кризиса 2007 года почти во всех странах возник риск дефицита бюджета, который и может быть покрыт за счет резервного офшорного капитала, и показателен здесь пример США".
По мнению заместителя главы Федеральной налоговой службы Алексея Оверчука, глобализация вызвала изменение модели ведения бизнеса, которая часто нацелена на агрессивное налоговое планирование. «В условиях «цифровой экономики» международная система налогообложения, сложившаяся еще в начале ХХ века, не соответствует темпам развития общества. Это понимают лидеры государств G8 и G20. В ближайшие два-три года на международном уровне будут приняты решения, которые окажут значительное влияние на развитие системы налогообложения в международном масштабе. Особое внимание следует уделить транснациональным корпорациям, которые выводят в офшоры многие миллиарды долларов».
Причем схемами налоговой оптимизации пользуются и крупнейшие налогоплательщики России. Действующая система налогообложения позволяет вертикально интегрированным нефтяным компаниям минимизировать налоговые обязательства путем реализации добытой нефти по внутрикорпоративным ценам, значительно заниженным по сравнению с ее реальной рыночной стоимостью.
Участники парламентских слушаний рекомендовали законодательно закрепить понятие «офшорная зона» и критерии отнесения к ним государств, а также обязать хозяйствующие субъекты раскрывать цепочку собственников вплоть до конечного бенефициара и выявлять аффилированные компании, ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала.
Счетной палате сенаторы предложили провести аудит двухсторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. Речь шла также о заключении межправительственных соглашений об обмене информацией между налоговыми органами России и компетентными органами офшорных государств, а также о создании механизмов раскрытия для налоговых и таможенных органов информации о российских бенефициарных владельцах компаний, зарегистрированных в офшорных зонах. МВД России, Следственному комитету и Федеральной налоговой службе предложено сформулировать уточнения в УК, расширяющие ответственность юридических лиц за уклонение от налогов посредством использования офшорных схем.