Американская политика на Ближнем Востоке не меняется
Читать на сайте Вестник КавказаНестабильная ситуация на Ближнем Востоке создает условия для появления "нового поколения" террористов, действия которых будут направлены против Соединенных Штатов и других стран Запада. Такое мнение выразил на слушаниях в Конгрессе директор Национального антитеррористического центра США Мэтью Олсен. Однако для российских экспертов очевидно, что ситуация, складывающаяся в регионе, подогревается самими Соединенными Штатами.
Ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко обратил внимание "Вестника Кавказа" на то, что "по Ближнему Востоку у нас в последние полтора года появляется в СМИ интереснейший миф о том, что непропорционально большую роль стали играть Катар и Саудовская Аравия, и что у США, Саудовской Аравии и Катара чуть ли не появляются противоречия. Это, по-моему, просто смешно. Просто совершенно несопоставимые потенциалы того и другого. Я напомню, что еще не далее, как в 2003 году американцы вообще обсуждали, а сохранится ли Саудовская Аравия как единое государство. И в Америке очень сильны представления, что уйди завтра оттуда американцы, повторится сценарий переворота 1995 года, «мятеж младших принцев», который наверняка может завершиться распадом Саудовской Аравии".
Фененко считает, что этот миф выгоден и Москве, И Вашингтону: "С одно стороны, это наша игра. Нам выгодно представить ситуацию так, чтобы в случае чего сказать, стоп, у нас не противоречия с Соединенными Штатами, у нас противоречия всего на всего с Саудовской Аравией и Катаром. С другой стороны, здесь игра самих Соединенных Штатов. Американцы все время показывают этим странам: "Если завтра мы ослабим вам поддержку, вы останетесь один на один с Ираном. Поэтому, ребята, не опасайтесь злого, большого Ирана и сохраняйте американское военное присутствие в Персидском заливе любой ценой". На самом деле суть американской политики на Ближнем Востоке остается неизменной с 1980 года. В 1980 году, сразу после исламской революции в Иране, когда Хомейни издал фетву о возможности свержения суннитских режимов в Кувейте, Саудовской Аравии и Эмиратах, президент США Картер озвучил в послании Конгрессу мысль о том, что конечная цель политики США – это защита безопасности трех государств Персидского залива – Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ. И ради этого США готовы применить любое оружие, вплоть до ядерного. Настолько эти страны для них важны с точки зрения присутствия и с точки зрения своего энергетического потенциала".
Исходя из этого, Фененко уверен, что "американцы и дальше будут играть в ту же игру. С одной стороны, это игра на разжигание угрозы со стороны Ирана, а с другой стороны, это постоянное сохранение их присутствия в монархиях залива. И здесь самый интересный, на мой взгляд, поворот – это, конечно, Израиль. В американо-израильских противоречиях начиная с 2003 года, 10 лет нарастают реальные противоречия. Израильтяне чувствуют, что они лишними становятся для американцев. Они для американцев становятся обузой, которая мешает американцам построить нормальные отношения с исламским миром. Уберите завтра фактор Израиля, кто мешает американцам построить завтра нормальные отношения вроде даже трансатлантического партнерства с лояльными им арабскими странами? Да никто. В Израиле растет ощущение, что США могут в какой-то момент сдать Израиль. Поэтому то, что Израиль будет постоянно генерировать кризисы, в том числе в отношениях с Ираном. Дело не в Иране как таковом, и дело не в арабских странах как таковых. Израилю нужны кризисные ситуации, чтобы вынуждать американцев говорить, «мы вас будем защищать и дальше, наши гарантии безопасности Израиля надежны». И эта игра на этих гарантиях в какой-то момент, есть опасность, может выйти из-под контроля".
Замдекана факультета мировой политики МГУ Андрей Сидоров считает, что "в начале второго срока администрация Обамы, туда пришли люди, которые поставили в повестку дня смягчение отношений с Ираном, попытку мягко повлиять на то, чтобы Иран свернул свою ядерную программу. И с этой точки зрения вторая администрация Обамы сделала шаг вперед по отношению с тем, что было при Буше и при первой администрации Обамы. Хотя, конечно, этот шаг был сделан не очень большой. В Соединенных Штатах, в самом Конгрессе остаются силы, которые настроены антиирански, которые считают, что Иран является главной проблемой для всего региона, в том числе для решения тех проблем, которые поставило арабское пробуждение".
Что касается Сирии, то, по мнению Сидорова, "после того, как Россия предложила свой вариант решения сирийской проблемы, по крайней мере, сирийский вопрос будет отсрочен для Соединенных Штатов. Для Обамы, у которого более широкая повестка дня, это, наверное, самое выгодное решение. Поскольку жесткие заявления, которые он делал раньше, когда будет достигнуто время «Ч», США нанесут удар, не поддерживаются ни американским общественным мнением и вряд ли будут поддержаны в Конгрессе, учитывая те финансовые проблемы, которые переживают сейчас Соединенные Штаты. Я имею в виду повышение потолка государственного долга, а это средства и на проведение социальных программ и на проведение внешней политики. В этом смысле разрешение вопроса Сирии, предложенное Россией, дало Обаме возможность сохранить лицо и выйти, на мой взгляд, из этой ситуации с наименьшими потерями".