Как США создают новый миропорядок
Читать на сайте Вестник КавказаНациональный совет США по безопасности на транспорте направляет в Россию группу специалистов для оказания помощи в расследовании причин падения "Боинга-737" в Казани. Кроме того, на этой неделе другие американские специалисты выполнят на американском же самолете наблюдательный полет над Россией в рамках Договора по открытому небу. Как сообщили в Центре по уменьшению ядерной опасности, во время полета по согласованному маршруту российские и американские специалисты проконтролируют использование аппаратуры и систем наблюдения. Как в целом складывается российско-американское сотрудничество? Готовы ли к нему стороны? Исходя из чего стоятся сегодня отношения между Москвой и Вашингтоном? На эти вопросы отвечают российские эксперты.
"Соединенные Штаты создают новый порядок. Этот порядок создается путем проб и ошибок. Многие сложности, резкие движения, которые администрация Обамы совершает, в том числе по Сирии, связаны с тем, что Америка практически вслепую пытается нащупать путь адаптации к тому новому миру, который создается помимо воли США, - полагает заместитель директора по науке Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. - Впервые история перестает соответствовать американским пожеланиям, американской идеологии, мир становится более многополярным, фрагментированным, неуправляемым со стороны США. И мы видим, с какими колоссальными проблемами лидерства они связываются".
По мнению Суслова, при Бараке Обаме, "произошел фундаментальный перелом философии американской внешней политики по сравнению с предыдущими двумя постбиполярными президентствами – Клинтаном и Бушем. И связано это с признанием реальности многополярности и ограниченности американской мощи. Но по очень многим компонентам американской внешней политики есть инерция безусловно, прежде всего, на постсоветском пространстве. Это инерционное и бессмысленное направление, поскольку то того, каким будет постсоветское пространство, будет ли оно консолидировано вокруг России или нет, станет ли Украина частью ассоциированного пространства с ЕС или частью Евразийского союза, американское лидерство в мире уже не зависит".
Российско-американские отношения, по мнению Суслова больны, и их не стоит рассматривать как просто совокупность факторов повестки дня: "Эта фундаментальная болезнь не позволяет США и России выстроить устойчивые отношения. Хотя администрация Обамы и стала относиться к России гораздо серьезнее, Соединенные Штаты перестали представлять для России серьезную внешнеполитическую и военно-политическую угрозу. Те факторы, к которым мы иногда по-прежнему апеллируем, типа противоракетной обороны, планы создания противоракетной обороны в Европе, они на самом деле большой угрозы для России не представляют".
Завкафедрой прикладного анализа международных проблем МГИМО Татьяна Шаклеина, напротив, ничего нового в действиях администрации Обамы не усматривает: "В американской внешнеполитической стратегии существует очень четкая преемственность и идейная, и дипломатическая. Потому что основной вектор американской деятельности после окончания биполярного порядка был намечен при Буше-старшем. А наиболее четко было все прописано при администрации Клинтона, потому что над стратегическими документами клинтоновской администрации работали очень серьезные эксперты. Обама, не скрывает, что он продолжает линию Клинтона, то есть линию демократов".
По словам ведущего научного сотрудника Института проблем международной безопасности РАН Алексея Фененко, "США выстраивают новый мировой порядок с 1990 года. И главная проблема российско-американских отношений состоит в том, что Россия объективно не вписывается в эту модель мирового порядка ни по каким параметрам. Химия наших отношений негативная.
Во-первых, Россия обладает ракетно-ядерным паритетом с Соединенными Штатами, это единственная страна в мире, которая технически может уничтожить Соединенные Штаты. Ни Китай, ни тем более Индия в обозримой перспективе к этому даже не приблизятся отдаленно по всем расчетам.
Момент второй, у России сопоставимые с США военно-промышленный комплекс и обычные военные силы. Опять-таки ни Китай, ни какая-либо другая страна не может к этому приблизиться уже по той простой причине, что их ВПК ориентированы на закупки, а не на создание качественно новых поколений вооружений. Единственная альтернатива на сегодняшний день полноценная американскому ВПК – это российский ВПК.
Третий момент - Россия, как постоянный член Совета безопасности ООН может блокировать американские решения в Совбезе. Конечно, американцы могут действовать и без российского согласия, но тогда встает вопрос, насколько будут легитимными американские действия".
Фененко уверен, что США "необходим демонтаж российского стратегического потенциала до безопасного для Соединенных Штатов уровня, и им необходимы гарантии того, что Россия не сможет быстро восстановить свой ракетно-ядерный потенциал. Вот и все, чего по большому счету хотят Соединенные Штаты от России. Другой вопрос, как и в какой форме это будет происходить".