Миллиардерам в Дагестане тесно -2
Читать на сайте Вестник КавказаО соперничестве за влияние в Дагестане двух миллиардеров из списка Forbes - Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова говорят давно. Эксперты расходятся в оценках того, как оно отразится на политической и социально-экономической ситуации в Дагестане, даст ли толчок развитию или станет фактором дестабилизации.
Продолжение. Начало см. Миллиардерам в Дагестане тесно -1
Подводные камни в морском порту
Махачкалинский морской торговый порт перешел под контроль Керимова в 2010 году. Руководителем предприятия был назначен близкий ему человек - Ахмед Гаджиев. Однако в результате скандальной смены руководства порта Керимов получил серьезного оппонента в лице его прежнего руководителя Абсупьяна Хархарова, который знает политическую кухню изнутри. Хархаров за время работы в порту заработал репутацию эффективного и успешного менеджера - при нем мощности порта в сухогрузной и нефтяной гавани постоянно наращивались. Он вообще считается создателем этого актива - до Хархарова порт был маленьким предприятием, с устаревшими производственными фондами, и в конце 1990-х не мог представлять интерес для олигархов.
Когда был построен современный зерновой терминал, порт начал осуществлять перевалку пшеницы в Иран и Азербайджан. Но позже производители зерна решили поставлять продукцию в обход Махачкалинского порта. Чтобы не допустить простаивания зернового терминала Хархаров начал создавать собственную сырьевую базу, арендуя пшеничные поля в Ставропольском крае.
После его ухода порт перестал расти прежними темпами. Хотя предпосылки для роста есть. Объемы перевалки нефти должны возрасти после начала добычи углеводородного сырья компанией «ЛУКОЙЛ» на каспийском шельфе.
Перспектива развития аэропорта висит в воздухе
Перспектива приватизации Махачкалинского аэропорта затуманилась прошлой осенью. Что происходит за завесой тумана, тогда должен был выяснить бывший гендиректор «Нафта-Москвы» Олег Липатов, назначенный на должность вице-премьера правительства Дагестана. Но он слишком поздно "десантировался" в Дагестан, время было упущено. Власть сменилась, и Липатов покинул свой пост.
Сейчас Сулейман Керимов участвует также в проекте по строительству крупного стекольного завода. Производство энергосберегающего листового стекла с применением современных технологий покроет спрос на эту продукцию не только на Юге России, но и в странах ближнего зарубежья. При этом Керимов не выделял деньги из своего кармана. Он стал гарантом и поручителем для привлечения средств Внешэкономбанка, с которым поддерживает давние доверительные отношения. Стоимость инвестиционного проекта, около 10,5 млрд рублей. Из них 70% это кредиты Внешэкономбанка.
Интересно, что Керимов как-то становился на налоговый учет в своем родном городе Дербент. В бюджет Дагестана Керимов платил примерно 2 млрд рублей, на условиях, что средства пойдут на строительство социальной инфраструктуры. Но выяснилось, что хотя местный бюджет существенно пополнился, в городе не строятся социальные объекты. Тогда Керимов молча снялся с учета, и древний Дербент остался у разбитого корыта.
Куда вкладывается Магомедов
В ситуации инвестиционного голода братья Магомедовы не стали исключением в списке потенциальных инвесторов в дагестанскую экономику. Структуры Зиявудина Магомедова на первом Дагестанском экономическом форуме презентовали проект «АгроДагИталия», в результате реализации которого должен быть создан крупный универсальный агрохолдинг. Объем инвестиций 14 млрд рублей. На первом этапе будет создано 5 тыс. рабочих мест, всего - 16 тысяч. Этой осенью в рамках проекта на 100 гектарах арендованных земель в Кизилюртовском районе уже посадили чеснок машинным способом, а современную технику по посадке чеснока закупили у испанской компании «Хота Хота Броч».
Кроме того, компания ОАО «Мостоотряд-99», входящая в группу «Сумма» Зиявудина Магомедова, была генподрядчиком по завершению строительства Гимринского тоннеля, а один из крупнейших интернет провайдеров «Сумма-Телеком» прокладывает связь и поэтапно подключает к скоростному интернету микрорайоны Махачкалы.
Асфальтированные дороги остановят миграцию
Этой осенью Магомедов начал расширять свою инвестиционную деятельность в республике. По его инициативе в сентябре на базе ДГТУ в Махачкале открыли бизнес-инкубатор из Силиконовой долины, а в октябре октября группа «Сумма» открыла недалеко от Махачкалы современный асфальтобетонный завод производительностью 160 тонн в час. Компания планирует построить еще два таких завода, что станет залогом обновления дорожной сети. Магомедов обеспечивает свое структурное подразделение заказами, решая острую проблему бездорожья. Дороги в Дагестане - точка роста экономики и уровня жизни. Населенные пункты здесь не разбросаны на сотни километров как в российской глубинке, поэтому бездорожье тормозит развитие и способствует массовому переселению, по сути, бегству жителей горных районов.
Словом, медленно, осторожно, но в экономику Дагестана все же вкладываются богатые земляки. Главное, чтобы каждый из них занял свою нишу, и не мешал другим вносить вклад в развитие республики.