Очередная неудавшаяся “революция” в Армении

Читать на сайте Вестник Кавказа

5 ноября лидер националистической партии «Цехакрон» Шант Арутюнян с группой единомышленников решил отметить в Ереване день Гая Фокса, маска которого считается в Европе и США символом протестного движения. Участники шествия, размахивая длинными, свежевыструганными шестами, двинулись в сторону президентской резиденции расположенной на проспекте Баграмяна.

Уже в ходе шествия, у здания Оперы и балета, Арутюнян объявил о намерении в этот же день осуществить в Армении смену власти путем революции. Революция продолжалась несколько минут, после чего была подавлена многократно превосходящими революционеров силами столичной полиции. Путь участников шествия в направлении светлого будущего был перегорожен вооруженными щитами и дубинками полицейскими в масках и бронежилетах. В ответ на попытку пресечь их путь поклонники “Порохового заговора” ответили взрывами "коктейлей Молотова" и еще каких-то “коктейлей”. Полицейские взрывов фоксовцев не испугались и подавили все позывы революционеров к свободе резиновыми дубинками. После чего бунтари легли на мостовую, категорически отказываясь влезть в «воронки», в которые их приглашали полицейские. Туда же легли и 8 травмированных взрывами, шестами и дубинками случайных прохожих и полицейских. В результате, изрядно потрепанным блюстителям правопорядка пришлось нести «революционеров» в КПЗ на руках. Всего было подвергнуто приводу 38 человек, 20 из которых, в том числе инициировавший шествие Шант Арутюнян, были задержаны. После чего 14-ти из них были предъявлены обвинения по части 2 ст. 316 УК Армении - применение опасного для здоровья и жизни насилия в отношении представителя власти, наказуемого лишением свободы сроком от 5 до 10 лет. В качестве меры пресечения в их отношении был избран арест. В рамках заведенного уголовного дела в квартирах всех задержанных был произведен обыск, назначены токсико-химические экспертизы.

На этом все и закончилось бы, если бы в защиту Арутюняна не выступили депутаты, общественники, вполне уважаемые люди, молодежь. Уже на следующий день после задержания Арутюняна депутат парламента Никол Пашинян заявил, что после ареста Арутюняна в полиции били и унижали, причем лично начальник полиции Владимир Гаспарян и его заместитель Унан Погосян. Депутат сообщил об этом после визита в камеру к Арутюняну. Полиция информацию опровергла, однако повторно пускать Пашиняна в УИУ «Нубарашен» почему-то отказалась.

Главный советник первого президента Армении по национальной безопасности, экс-министр внутренних дел Ашот Манучарян охарактеризовал действия фоксовцев как “попытку выхода из болота, в которое власти упорно тянут Армению”. Политик считает, что в основном состоящие из молодежи последователи Арутюняна попытались найти выход из создавшейся ситуации, поскольку уже давно устали от "старых" политиков, которые уже не в состоянии что-либо изменить. “Арутюнян - человек с фантастическими мыслями и искренностью. И рассматривать его "революцию" в контексте политического заказа было бы неправильно”, - заявил Манучарян.

Вслед за этим в Армении появилась инициативная группа социальной сети Facebook “Свободу Шанту Арутюняну и другим арестованным”, которая стремительно организовала митинг и провела по улицам Еревана многолюдное шествие. Участники митинга и шествия потребовали освобождения Арутюняна и его сторонников, начала уголовного преследования в отношении сотрудников полиции. Эти требования довольно быстро сменились требованиями отставки президента Сержа Саргсяна и “свободы и независимости Армении”. В заключение митинга на площади был проведен опрос о мнении граждан относительно присоединения к Таможенному союзу, результаты которого организаторы пообещали публично огласить непосредственно около Президентского дворца.

Проанализировав все эти события, представляется, что искать какую-то логику в действиях Арутюняна и его сторонников было бы неблагодарным делом. Однако такая логика неумолимо просматривается в действиях сторонников и противников лидера “Цехакрона”. Цепочка (начиная с показа кадров “революции”, снятых почему-то полицейской камерой, в новостном блоке “Первого общественного телеканала” и заканчивая непонятной терпеливостью полицейских в отношении требующих свержения власти сторонников Арутюняна) говорит о прямой заинтересованности власти в этой трагикомедии. После превращения понятия "оппозиционер" в синоним понятия “прихвостень власти” сама власть привычно опошляет любые проявления свободолюбия и гражданской активности.