Иран-"шестерка": есть прогресс, есть и разногласия

Читать на сайте Вестник Кавказа

Следующий раунд переговоров между делегациями Ирана и "шестерки" международных посредников по решению иранской ядерной проблемы состоится 20 ноября. Как заявила глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон, на завершившихся в ночь на воскресенье переговорах Ирана с "шестеркой" достигнут прогресс, "однако разногласия остаются". Глава российского МИДа Сергей Лавров пояснил, что на встрече удалось отойти от "санкционного рычага", от угроз и перейти к деловому рассмотрению существа проблем. "Россия, как и все другие участники группы "3+3" и мировое сообщество в целом, кровно заинтересована в том, чтобы снимать любые риски, которые существуют для режима нераспространения ядерного оружия", — сказал глава внешнеполитического ведомства.

Прошедшие переговоры были примечательны тем, что неожиданно, в самый разгар, изменили свой формат. Первоначально в Швейцарии собрались заместители министров иностранных дел, Кэтрин Эштон и иранская делегация во главе с главой МИД Мохаммадом Джавадом Зарифом, однако затем западная сторона приняла решение усилить свое представительство на переговорах главами внешнеполитических ведомств США, Франции, Германии и Великобритании. В интервью "Вестнику Кавказа" главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин связал экстренный вылет Джона Керри, Лорана Фабиуса, Гидо Вестервелле и Уильяма Хейга с потребностью выровнять уровень переговорщиков. "Новый состав иранской команды переговорщиков, который был сформирован после выборов президента Ирана, возглавляется теперь министром иностранных дел Ирана, хотя традиционно переговоры Ирана и "шестерки" идут и всегда шли на уровне замминистров. Раньше иранскую делегацию возглавлял секретарь Высшего Совета национальной безопасности Ирана", - напомнил Сажин.
"Конечно, за один день решить иранскую ядерную проблему (а мы сейчас имеем два раунда: 15-16 октября и 7-8 ноября) практически невозможно. Но, видимо, были достигнуты какие-то договоренности, требующие присутствия министров", - отметил Сажин.

Тем не менее о конкретных доверенностях по итогам встречи заявлено не было. "Сейчас трудно рассчитывать на позитив в отношении урегулирования иранского ядерного кризиса. И причины здесь, по-видимому, двусторонние, - заявил "Вестнику Кавказа" накануне женевских переговоров директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. - Запад хочет получить от Ирана максимум односторонних уступок, на что Иран не хочет идти. С другой стороны, в Иране очень хотели бы быстрого снятия санкций, что тоже невозможно. Осознание этих причин, придет, но для этого нужно время".

По мнению Евсеева, то, что предложил Тегеран для разрешения иранского ядерного кризиса нельзя считать рабочим вариантом: "Нужен другой план, который должен быть составлен с учетом того, что Запад хочет от Ирана. И с этой точки зрения сама выработка такой «дорожной карты» по разрешению иранского ядерного кризиса займет время. Но в иранском обществе на самом деле нарастает тенденция непонимания правильности курса Хасана Рухани на сближение с Западом. Если эти тенденции усилятся, если против Рухани выступит фронт консерваторов, которые будут выступать против любого сближения Ирана с Западом, то процесс переговоров может встать на какой-то период времени. Поэтому сейчас можно говорить только лишь о надежде на то, что реализм возобладает и со стороны Ирана, и со стороны Запада, и что этот реализм позволит сформировать некоторую рабочую карту, которая позволит двигаться дальше. Говорить же о каких-то продвижениях, каких-то прорывах я бы не стал".