Гаджимет Сафаралиев: "Если не отладить миграционную политику, то потом придется самим искать, просить, привозить людей"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Октябрьские события в Бирюлёво и последовавшие за ними многочисленные спецоперации ФМС и МВД, которые выявили тысячи фактов нарушения миграционного законодательства, продолжают подпитывать общественный интерес к теме возможного ограничения притока в Россию мигрантов из-за рубежа. Ситуацию "Вестнику Кавказа" прокомментировал глава думского комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев.

- С легальной миграцией все, более менее, понятно, а вся проблема возникает из-за нелегальной миграции, когда работодатели привлекают сюда дешевую рабочую силу. Диаспоры в России этими людьми не занимаются, а они живут в нечеловеческих условиях, работают за копейки. Это становится преступной средой. Поэтому в прошлом году в Думе были приняты законы по обязательности изучения языка, страноведческой подготовке и другие. Мы приняли закон по ответственности глав муниципальных образований, региональных чиновников за недопущение конфликтов на межрасовой, межнациональной, межконфессиональной основе.
Вопросы миграции тесно переплетены с межнациональными отношениями, поэтому здесь нужен цивилизованный подход. Нужны межгосударственные договоры, нужны центы, где мигрантов будут обучать русскому языку, истории для более легкой интеграции.
Мигранты тоже разные - есть сезонные, есть на годик-два, а есть люди, которые хотят натурализоваться. Исходя из этого, поход должен быть разный.
Надо знать, какие специальности нам нужны, поэтому нужен анализ.
Нужно принимать внутреннюю миграцию, насколько удовлетворяет наши потребности устройство на работу наших граждан РФ, которые путем различных программ или по личному желанию переселяются в другие регионы.

- Нужны ли России мигранты?

- Нужны, потому что нашей рабочей силой нам не справиться. Я за трудовых мигрантов, но за цивилизованный подход к этой проблеме. Миграционная программа должна реализовываться, опираясь на концепцию миграционной политики и стратегию межнациональных отношений.
Конечно, я за то, чтобы в первую очередь наши граждане, наши соотечественники получили возможность устроиться, жить, работать. При этом мы уже получили отток - те, кто приезжал к нам с Украины, из Молдавии, они все уже в Западной Европе, в Румынии. В Таджикистане работают немецкие центры, где обучают немецкому языку для более легкой интеграции в их сообщество. Американцы ведут активную миграционную политику.
Бороться надо с нелегалами и выстраивать отношения с государствами, гражданами этих государств, выстраивать цивилизованные отношения, в рамках законов.

- Произошли ли принципиальные сдвиги в миграционных процессах, связанные с работой в рамках Таможенного союза?

- Не скажу, что там особо легче стало от Таможенного союза. Но тоже все зависит от потенциала страны, из которой люди сюда едут. Не знаю как в Киргизии, в Таджикистане, но в Казахстане и Белоруссии экономика развивается. Если будет выравнивание экономик, тогда, может быть, и уменьшатся эти миграционные потоки. А пока есть разница в развитии экономик, естественно, миграция будет. Если мы сейчас не отработаем эти моменты, связанные с цивилизованной миграционной политикой, продуманной на несколько лет по направлениям экономики, по направлениям общественной жизни, то нам потом придется заново искать людей. А то придется притом самим Индонезию ездить (это крупная и очень населенная страна, там 130 млн проживает, также как и в России) и в другие страны, будем искать, просить, привозить.
Конечно, каким-то образом будет меняться этнический состав в стране, но надо же управлять этими процессами. В Эмиратах 80% населения эмигранты, а живут же, регулируют все эти процессы.

- Есть ли угроза того, что если поток неквалифицированных мигрантов будет продолжать расти, то российский рынок перенасытится?

- Российскому рынку не нужны неграмотные мигранты, ему нужны люди со средним техническим образованием, способные работать на станках, в строительстве. Нам нужно выбирать специалистов и оптимизировать работу.
Россотрудничество также должно активно работать в этом направлении, ведь нам надо помимо всего этого свою идеологию, свой язык пропагандировать в других странах, чтобы люди, живущие там, даже приехав-уехав, испытывали только хорошие чувства в отношении России. Мы должны вести активную деятельность, чтобы сделать нашу страну привлекательной. Пусть приезжают - мы определимся, кто нужен, кто не нужен, кого натурализовать, а кого просто поработал и уехал. Если будут какие-то угрозы для нашей страны, то можно будет прекратить этот поток.
Но самое главное, надо бороться с коррупцией, в связи с которой растет чисто нелегальных мигрантов. Это самый опасный, ведь из 15 млн мигрантов сейчас в России, если я не ошибаюсь, 11 – нелегальные. Это разве нормально?!
Поэтому они и вызывают такое, неприятие, подогреваемое средствами массовой информации. Людям кажется, что приехали те, которые у них что-то отнимут. Людям не нравится, что они плохо одеты, плохо выглядят, а они другой возможности не имеют, потому что они живут по-скотски, работают в ужасных условиях. Надо переламывать эту ситуацию, и ни в коем случае не допускать, чтобы они селились анклавами.

- Связана ли миграция из Центральной Азии с мировой политикой?

- Вы думаете, что через миграцию из азиатских стран кто-то пытается изменить соотношение этносов в России и тем самым ее вектор повернуть в другую сторону? Не думаю, что у нас в мире есть такие глобальные умы, которые как марионетками крутят целыми странами и регионами.
Я думаю, что это хроническая проблема. Всю жизнь была миграция, люди уходили из тех мест, где плохо, туда, где хорошо. Если похолодание, уходили туда, где теплее, если пожар, уходили туда, где есть земля, где можно скот содержать, сажать зерновые, выращивать плоды. Советский Союз с миграцией не сталкивался, у нас была внутренняя миграция из союзных республик. Теперь Россия по количеству мигрантов уступает только США. Проблемы примерно во всех странах одинаковые, но по-разному решаются. Разные страны, разные объемы, разный менталитет, разные религиозные устремления, здесь много разных факторов. Эту проблему надо решать с использованием опыта других стран.