Формула взаимодействия государств на Южном Кавказе
Читать на сайте Вестник КавказаВ Женеве завершился очередной раунд дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье. Такие встречи проводятся с октября 2008 года на основе договоренностей, достигнутых после пятидневной войны в Южной Осетии. Пока это единственный диалоговый формат для представителей Абхазии, Южной Осетии и Грузии. В них также участвуют представители России, США, а также ООН, ОБСЕ и ЕС. На каждой встрече поднимается вопрос о необходимости подписания документа о неприменении силы. Но пока стороны не могут сойтись во мнении, кто должен быть участником соглашения. Тбилиси настаивает на том, что документ должен быть подписан с Москвой, а та требует от Тбилиси подписания документа с Абхазией и Южной Осетией.
Позицию Тбилиси поддерживают на Западе. Так, заместитель госсекретаря США Эрик Рубин заявил: "Мы говорим о текущей оккупации и проблеме вынужденно перемещенных лиц. Этот формат существует именно поэтому. Три сопредседатели (ООН, ОБСЕ и ЕС) провели последние дискуссии успешно, но не хочу создавать ошибочного впечатления - это не простой процесс и достигнутый в течение пяти лет прогресс мал".
Российскую позицию в интервью "Вестнику Кавказа" озвучил директор региональных программ Института каспийского сотрудничества, бывший российский посол в Грузии и Армении Вячеслав Коваленко. Он подчеркнул, что Россия по-прежнему настроена на конструктивные переговоры с Грузией: "Нам понятны трудности, которые стоят перед грузинским руководством в плане признания статус-кво, в рамках которого Абхазия и Южная Осетия являются признанными Россией независимыми государствами. С точки зрения здравого смысла, для поиска компромисса в настоящее время условия очень непростые, имеется лишь очень маленький зазор для выработки каких-то компромиссных решений. Но я по своей природе являюсь оптимистом и считаю, что безвыходных ситуаций не бывает даже в таких сложных условиях, как нынешние отношения Грузии с Абхазией, Южной Осетией и Россией".
Коваленко призвал стороны использовать любую, даже самую незначительную, возможность, которые только появляются, для прогресса в переговорах, упомянув среди таковых уход с поста президента Михаила Саакашвили, ослабление позиции "единого национального движения" и окончательное укоренение во власти коалиции "Грузинская мечта", взявшей курс на нормализацию отношений с соседями.
"Во-первых, важен сам посыл новой власти, который радикальным образом отличается от того враждебного России курса, который проводила партия Саакашвили. Во-вторых, то, что переговоры продолжаются в Женеве, и все стороны выражают готовность к их продолжению, уже хорошо, потому что в ходе переговоров всегда возникают новые моменты, позволяющие расширить поле возможностей для компромисса. В-третьих, Россия в ответ на эти изменения во внешней политике Грузии пошла на конкретные шаги по улучшению торгово-экономической и гуманитарной ситуации с Грузией", - перечислил дипломат предпосылки для позитивного развития отношений двух стран в будущем.
По его словам, сегодня мы являемся свидетелями того, что все эти позитивные шаги начали приносить результаты, завоевывают все больше и больше сторонников, улучшая климат двусторонних отношений. "Пусть это происходит микроскопическими темпами, но, тем не менее, это путь к улучшению отношений. Я думаю, что интерес России и Грузии - это встречный курс и он, конечно, будет продолжаться. Хотя, повторяю, впереди нас ждут сложные времена и непростые ситуации. Придется распутывать очень сильно затянутые узелки проблем, но все-таки это путь к нормализации отношений, а не к деградации и ухудшению", - отметил Коваленко.
Непременным условием решения проблем Грузии с Абхазией и Южной Осетией она назвал соглашение о неприменении силы: "Каким образом, в какой форме это будет сделано, мы пока не можем говорить, но без гарантий неприменения силы или угрозы силой со стороны Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии позитивного движения в направлении урегулирования отношений происходить не будет. Будут только ходить вокруг да около. Я думаю, сейчас время еще не настало, но оно непременно настанет, и это будет сильный ход, который даст очень мощный толчок развитию отношений, повышению доверия и поиску такого решения проблемы, которое устроило бы все стороны".
Коваленко отверг предположение о том, что подписание соглашения о неприменении силы может быть расценено как частичное признание Грузией суверенитета Абхазии и Южной Осетии: "Это общепризнанная международная практика на основе общепризнанных международных документов. Неприменение силы и угрозы силой являются одним из тех четырех пунктов, под которыми подписались все страны мира - это Хельсинский акт. Если следовать международному праву и руководствоваться им, то почему это обязательно должно быть признанием?".
"Если Грузия хочет решить проблему, то нужно идти на этот шаг и дальше, возможно, развивая позицию в направлении создания единого экономического пространства Закавказья, куда вошли бы Грузия, Армения, Абхазия, Южная Осетия, Россия… Эти страны в условиях интенсивного развития экономических, торговых и гуманитарных отношений найдут взаимоприемлемое решение территориальных проблем. Я вижу перспективу именно в таком направлении, а не в том, что одна страна признает статус-кво, а другая заявляет о том, что является независимым государством", - заявил Коваленко.
"Независимые государства могут войти в такие близкие и взаимовыгодные отношения с соседними странами, что внимание уже не будет акцентироваться на независимости одной страны от другой. Акцент будет сделан на взаимовыгодность, на высокую степень доверия, на уважительность. Понимаете, это формула будущего взаимодействия государств на Южном Кавказе, другого варианта нет, так как другой вариант - это путь к конфронтации, путь войны, непрерывных угроз и наращивания вооружений", - сказал Коваленко.