Кавказская политика глазами военного
Читать на сайте Вестник КавказаЕжедневные сводки об убийствах на Северном Кавказе, где терроризм и преступность остаются главными проблемами, заставляют экспертов в разных областях бесконечно строить планы, призванные нормализовать обстановку в неспокойном регионе.
Своими выводами о причинах происходящего с "Вестником Кавказа" поделился военный эксперт, вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
"Говоря о ситуации на Кавказе, надо четко понимать, что там сошлись интересы целого ряда очень серьезных игроков глобального и регионального уровня, а также местных кланов", - заявил Сивков и назвал этих игроков, а также другие факторы дестабилизации на Северном Кавказе.
Первый фактор - глобальные игроки, заинтересованные в определении того, каким будет новый мировой порядок - США и ЕС. Их цель – закрепиться в регионе, максимально расширить контроль над ним, прорваться к ресурсам Каспийского моря, создать военно-стратегический плацдарм для возможного удара по Ирану, а также наступления в западном направлении на государства Центральной Азии и в перспективе выходить на Китай. Чтобы решить вопрос о закреплении в регионе, им нужно дестабилизировать республики Северного Кавказа и РФ. Грузию они контролируют, Армения – слишком маленькая страна, чтобы представляла интерес, Казахстан – крупная страна, ее дестабилизировать сложно, а вот республики Северного Кавказа с уже заложенным там серьезным взрывным потенциалом, сложившейся там экономической и политической ситуацией – благоприятная зона для дестабилизации ситуации.
Второй фактор - строители глобального нового исламского шиитского халифата во главе с Саудовской Аравией и Катаром. Эти игроки, взяв в качестве идеологического прикрытия ваххабизм, решают задачу расширения своего господства по двум основным направлениям. На западном направлении (это страны Ближнего Востока и Северной Африки) всё идет довольно-таки успешно. Северное направление – Северный Кавказ и Иран. С Ираном решить задачу сложно, а Северный Кавказ может стать предметом дестабилизации. Помогать им, вероятно, может и Турция, которая также стремится расширить свое геополитическое пространство. В частности именно это является поводом для активного участия Турции в военном конфликте в Сирии на стороне оппозиции.
Третий фактор - региональные страны. Здесь серьезных центров, которые бы стремились дестабилизировать ситуацию на Кавказе в настоящее время нет. Турция занимает относительно нейтральную позицию, не оказывая серьезного влияния на терроризм на Северном Кавказе. Другие страны этого региона также либо нейтральны, либо дружественно настроены по отношению к России, такие как Казахстан и Иран.
Четвертый фактор - социально-политическая и экономическая ситуация на Северном Кавказе. Неимоверных масштабов коррупция, которая приводит к тому, что гигантские денежные средства, выделяемые из центра, федеральным центром на Кавказ, попросту рассасываются по личным состояниям местных князьков и феодалов. Достаточно вспомнить историю с арестованным недавно мэром Махачкалы. Беспредел местных силовиков, которые, решая задачу борьбы с терроризмом, перегибают палку, приводит к тому, что террористы плодятся в большей степени, чем они успевают с ними бороться.
Пятый фактор - экономическая ситуация, сопряженная с отсутствием работы и борьбой местных кланов, которые стремясь перехватить инициативу в разделе федерального пирога, используют силовые методы. Для этого они используют молодежь, которая действует против тех представителей властных кланов.
Этим объясняются террористические всплески в регионе. И тот факт, что сегодня федеральный центр не принимает эффективных мер по пресечению межклановой битвы, коррупции, приводит к тому, что у людей региона теряется надежда на то, что серьезные недостатки будут устранены, что проблемы будут решены, что у них появится перспектива на то, чтобы получить достойную жизнь. Это естественно создает базу для формирования контингентов новых террористов.
Говоря об угрозах России, Сивков заметил: "Российская армия должна быть готова к решению задач в рамках локальных войн. Для ведения локальных войн нужно будет создавать группировки до миллиона человек и больше. Это известная история. Вспомним хотя бы «Бурю в пустыне», вспомним вьетнамскую войну – это локальные войны. Американцы имели группировки по 700 000, 800 000, по миллиону человек.
У нас критическая ситуация на юге, на центрально-азиатском стратегическом направлении - Афганистан, нестабильный режим в центральноазиатских республиках, бывших советских республиках. У нас очень сложная ситуация на Кавказе, которая рванет с невероятной силой, если вдруг будет развязана война против Сирии. Достаточно вспомнить то, что сейчас происходит в Дагестане и других республиках. К нам большие претензии имеет Япония на территорию не только четырех Курильских островов, но и часть Сахалина. Об этом тоже не надо забывать. И все эти точки, которые потребуют создания группировок сил, причем внушительных группировок сил".
По мнению Сивкова, "для этого нужна не наемная, а именно призывная армия, ведь чтобы развернуть группировку, нам придется вдвое и втрое увеличивать численность вооруженных сил мирного времени. Чтобы иметь необходимый мобрезерв, нужно минимум 50% призывного состава. В высокотехнологичных видах вооруженных сил - подводный флот, надводный флот, ракетные войска стратегического назначения, авиация – доля призывников ничтожно мала. Достаточно сказать, что в типовом экипаже атомной подводной лодки многоцелевой процент личного состава призывного составляет менее 10-15%, максимум 20%. В надводном чуть выше, но он тоже ничтожен. В авиации тем более. В сухопутных мотострелковых частях, которые будут составлять основу ударных группировок, есть необходимо иметь значительную долю призывного состава. Кстати, война 2008 года показала, именно призывная армия наиболее боеспособна по сравнению с контрактной в условиях, когда война ведется в таких неожиданных условиях, в условиях, когда противник превосходит в технологическом оснащении".