Иосиф Кобзон: "Национал-шовинистические чувства порождаются отсутствием культуры"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Националистический Русский марш 4 ноября в этом году проходил на фоне всплеска антимигрантских настроений, подогретых октябрьскими событиями в Бирюлёво. По данным "Левада-центра", 61,5% россиян ощущают неприязнь и страх по отношению к мигрантам, проживающим в их городах; и 62% уверены, что в стране будут и дальше происходить столкновения на национальной почве, подобные бирюлёвским. По мнению главы московского "Левада-центра" Льва Гудкова, "мы уже лет семь мы говорим, что во многих регионах сложилась предпогромная ситуация, и что достаточно малейшей искры, и возникнет этнический конфликт. Это провоцирует и риторика властей о наплыве мигрантов".
Ситуацию в интервью "Вестнику Кавказа" прокомментировал депутат Госдумы, певец, известный своей миротворческой деятельностью во время чеченских кампаний, а также во время нейтрализации банды Мовсара Бараева, с которым пытался вести переговоры в октябре 2002 года в здании Театрального центра на Дубровке, Иосиф Кобзон.

- Иосиф Давыдович, к каким последствиям, по-вашему, могут привести события в Бирюлёво?

- Этот вопрос обсуждается у нас на парламентском слушании в Госдуме. Я не хочу никого винить кроме преступника, конечно, но я против ярлыков. Почему нужно обязательно акцентировать внимание - «азербайджанская база», «азербайджанский магазин», «азербайджанский преступник, убийца»? Убийцы есть везде! У евреев, у русских, у азербайджанцев. Но если мы говорим о мигрантах, кто допустил эту ситуацию в Москве и в России? Система допустила. Виноваты совсем не те люди, которые в поисках работы приехали в Москву.
Я был последним артистом, который выступал в Нагорном Карабахе. Это были последние концерты, после чего там прекратилась культурная жизнь. Но я приезжал в Карабах с удовольствием. Кроме того, что этот край красивый, и какая-то аура была в этом крае, оттуда вышли выдающиеся военачальники, генералы, композиторы, исполнители, Бюльбюль. (Имеется в виду певец, нынешний посол Азербайджана в Москве Полад Бюльбюль оглы, который хотя и родился в Баку, но детство и юность провел в карабахской Шуше, считающейся «консерваторией Кавказа», - прим. "ВК").
Тогда там азербайджанцы занимались тем, чем они занимаются сегодня в Москве – они выращивали сельскохозяйственные культуры, привозили их сюда, в Москву. И я не знаю, как сейчас сложится московский рынок после того, как закроют азербайджанский рынок и азербайджанский магазин.

- Когда начали навешивать такие ярлыки, способные посеять межнациональную рознь?

- Я вспоминаю, когда в конце 1980-х Советский Союз шумел по поводу «узбекского дела», вели его Гдлян и Иванов. Я протестовал, потому что во время войны мою семью спасла узбекская семья. Зачем же этот ярлык привешивать? «Узбекское дело», «чеченское», «лица кавказской национальности», «азербайджанский убийца»? Родился урод в Азербайджане, такой же урод мог родиться где угодно. Зачем на весь народ навешивать ярлыки? Мой незабвенный друг Расул Гамзатов говорил: «Пусть все народы вечно славятся, и трижды будет проклят тот, кто вздумает, кто попытается чернить какой-нибудь народ». Я придерживаюсь этого же мнения. Нельзя огульно говорить о народе, связывая народ, национальность с преступлением. Тем более, говорить тогда, когда весь мир отмечает праздник мусульманский Курбан Байрам.

- Каким вам видится выход из ситуации?

- Нужно менять систему, регулировать систему. Надо контролировать и квотировать их приезд гастарбайтеров, мигрантов. А неконтролируемая ситуация в этой сфере выливается в конфликт. Такие же конфликтные ситуации складываются, например в Англии, где происходят волнения из-за того, что они не контролировали приезд мигрантов. В Москве, когда Лужков был мэром, он не допускал этого. Нельзя было допускать, чтобы были «азербайджанский рынок», «татарский рынок», «кавказский рынок». Лужков всё смешивал, чтобы не было межнациональных конфликтов.
В Бирюлёво был надуманный конфликт. Люди уже успокоились, но я думаю, что нужно снять ярлыки и разрешить проводить полезную работу нашим дружественным народам, и азербайджанскому, и другим народам, представители которых приехали в Россию и меняют здесь продовольственную картину. А проявление национал-шовинистических чувств исходит только от отсутствия культуры. Не все любят «лиц кавказской национальности», не все любят евреев, но культурный человек никогда не позволит себе какие-то оскорбительные действия в адрес человека как представителя какой-то национальности, из-за его национальной принадлежности.