Алан Касаев: "Нужно просто перезагрузить идеологическую составляющую 4 ноября"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Вчера главной темой СМИ, освещавших Русский марш, был отказ оппозиционера Алексея Навального принять в нем участие. К счастью, больше ничем выступления националистов в Москве не запомнятся. На марш в московском районе Люблино пришло около 8 тыс. человек, из них полицейские задержали три десятка – "за использование масок, мелкие нарушения общественного порядка, выкрикивание нацистских лозунгов и использование запрещенной символики". Тем не менее именно Русский марш стал в последние годы укореняющейся традицией в День народного единства. О том, почему праздник так и не стал всенародным, "Вестнику Кавказа" рассказал завкафедрой высшего журналистского мастерства МГЛУ, историк, политолог Алан Касаев.

- Так уж получилось, что в День народного единства состоялась только одна, с позволения сказать, традиция, да и то она не очень вяжется с днем, когда должны по идее объединяться народы, - “Русский марш”. С чем на ваш взгляд это связано?

- Я думаю, что есть какие-то небольшие исторические основания для этого. С самого начала, когда этот праздник утверждался, и депутаты тогдашней Госдумы, и представители исполнительной власти говорили, что этот праздник привязан ко дню освобождения Москвы от поляков в Смутное время, в начале XVII века. Соответственно, была дана такая историческая, она же идеологическая привязка для того, чтобы говорить об этом дне как о празднике, имеющем отношение к XVII веку, когда Россия (за исключением населения присоединенных при Иване Грозном территорий Казанского и Астраханского ханств) была достаточно моноэтническим государством.
Основной дефект такой привязки: за прошедшие с тех пор 400 лет национальный состав, границы, территория государства - все изменилось. Государство совершенно другое. Сегодня, только люди, которых мы можем называть либо русскими государственниками, либо русскими националистами (без какой-либо коннотации, просто как термин) в своем сознании имеют некоторую привязку к этому празднику. Все же остальные, проживающие в России, включая и значительную часть представителей русского народа, не особенно понимают, что это за праздник.
Данные социологических исследований, которые ежегодно проводятся накануне этого праздника, говорят, что большая часть населения РФ не понимает сути государственного праздника 4 ноября, Дня национального единства. Есть, конечно, еще значительный пробел государственной пропаганды, средств массовой информации в том, что на самом-то деле давным давно пора было изменить идеологию этого праздника, рассказывать о том, что сегодня этот праздник никакого отношения к тем далеким дням не имеет и сегодня надо работать для реального национального единства. То есть праздник должен объединять людей разных национальностей, которые являются гражданами России или проживают в России. Вот в чем должна быть реальная суть такого рода праздника, на мой взгляд.

- Если говорить действительно о празднике, которой мог бы быть для всех народов, а не только для представителей, скажем так, средней полосы России, какой бы день вы предложили для такой даты, когда можно было бы отмечать объединяющий всех и вся праздник?

- Дату, которая объединяла бы всех граждан России, независимо от их национального, конфессионального отнесения, идентификаций, трудно найти в истории, кроме 9 мая. День Победы - праздник, который нас всех объединяет и никаких вопросов к сути этого праздника никогда не возникало, не возникает и, я надеюсь, возникать не будет. Определить какую-либо дату искусственным образом, как это было сделано с 4 ноября (это абсолютно искусственная, совершенно вырванная из контекста дата), конечно, можно, но я боюсь, что результат будет печален.
На мой взгляд, поскольку уже не первый год этот день отмечается как государственный праздник, пусть эта дата, этот день остается, но надо полностью сменить его параметры. Надо потратить большую часть усилий государственной пропагандистской машины, которая, как мы видим, замечательно работает в виде государственных телевизионных каналов, замечательно промывает мозги населению, когда нужно добиться решения какой-то ежеминутной государственной задачи. Если бы эта машина была перенастроена, перенаправлена и работала бы над межнациональным единением в составе единого федеративного, многонационального, многоконфессионального государства, то и эта дата подойдет. Чем она, в конце концов, хуже любой другой даты?
Можно говорить о том, что День России мог бы стать такой датой, но это опять же совершенно политизированное 12 июня, совершенно искусственная, не близкая населению идеологема не воспринимается как объединяющее начало. Словом, дату можно выбрать практически любую, но поскольку есть государственный праздник 4 ноября, нужно просто перезагрузить его идеологическую составляющую, наполнить ее современными средствами пропаганды таким содержанием, которое работало бы на позитив, то есть на объединение людей разных национальностей, разных вер, являющихся согражданами единого федеративного (что очень важно, что очень многими забывается) государства.