Иванишвили относится к Грузии как к предприятию
Читать на сайте Вестник КавказаГлава правящей коалиции «Грузинская мечта», председатель правительства Бидзина Иванишвили наконец объявил имя своего преемника на посту премьер-министра. После краткого совещания с политсоветом коалиции, а также лидерами парламентского большинства, он вышел в конференц-зал одной из своих резиденций в сопровождении министра внутренних дел Ираклия Гарибашвили. Сразу стало понятно, что никаких сенсаций не будет: Ираклий Гарибашвили считался наиболее вероятным кандидатом на премьерский пост после отставки и ухода из политики миллиардера Иванишвили.
Большинство наблюдателей сходились во мнении, что Гарибашвили – идеальная фигура как для самого Иванишвили, так и коалиции в целом, а также членов Кабмина, многие из которых могли отнестись бы с определенной долей ревности к любой другой кандидатуре. А лидерство министра внутренних дел никем не ставилось под сомнение. Тем более что Гарибашвили – лицо, наиболее приближенное к Иванишвили. Долгие годы он работал под его началам в коммерческих и благотворительных структурах миллиардера. Никакого иного бэкграунда, тем более политического прошлого у Гарибашвили нет. Его вообще никто не знал до 2012 года, то есть до появления на политической сцене Иванишвили. Он был успешен именно в ранге помощника и «правой руки» миллиардера. По мнению политолога Георгия Нодия, «Иванишвили относится к Грузии как к предприятию, которое он приобрел, а затем передал в управление самому эффективному и талантливому из своих менеджеров, которому, кроме всего прочего, он доверяет больше всех других помощников».
Судя по всему, эта кандидатура для Иванишвили была столь безальтернативной, что выступить против него, для других лидеров коалиции, было бы равнозначно выступлению против самого премьера и разрыву с главой коалиции. Неудивительно, что в ходе обсуждения на политсовете «Грузинской мечты» другие кандидатуры не выдвигались. Хотя известно, что например, министр обороны и лидер партии «Свободные демократы» Ираклий Аласания тоже имел виды на эту должность. Но Аласания – независимая фигура с богатым политическим прошлым и влиянием в политических кругах. Поэтому для Иванишвили он был неприемлем в качестве премьер-министра.
По новой конституции, вступающей в силу сразу после инаугурации президента Маргвелашвили, премьер-министр становится фактическим руководителем страны и центральной фигурой в системе власти, тогда как глава государства играет второстепенную роль и в большей степени наделяется лишь представительскими функциями.
То есть, объявив Гарибашвили своим преемником (парламентское большинство наверняка утвердит его в ходе голосования в законодательном органе) Иванишвили ясно дал понять, что хотя и покидает должность, но лишь «уходит в тень», сохраняя значительные рычаги влияния на процессы в стране. Он абсолютно убежден, что правительство, в котором ключевые посты занимают его бывшие помощники по благотворительному фонду Cartu и одноименному банку, вряд ли выйдет из под контроля при любом возможном раскладе в парламенте, даже в случае раскола или распада правящей коалиции.
Гарибашвили может стать самым молодым премьер-министром в мире. Сейчас ему всего 31 год. По образованию он правовед-международник, выпускник французской Сорбонны, свободно владеет английским, французским и русским языками. Его жена, Нунука Тамазашвили, по словам нынешнего премьера, «станет великолепной первой леди страны». Ираклий и Нунука воспитывают двух детей. По мнению экспертов, в тандеме с еще одним протеже Бидзины Иванишвили – новоизбранным президентом Маргвелашвили – новый премьер создаст наиболее комфортную ситуацию для управления страной «из тени», в том числе осуществления экономических и бизнес-проектов, которые Иванишвили хотел бы воплотить в жизнь, не обременяя себя столь нелюбимой им публичностью.