Инвесторы пока не верят в Россию

Читать на сайте Вестник Кавказа

К концу года Минэкономразвития ожидает заметного улучшения показателей промпроизводства, инвестиций и ВВП РФ, сохраняя годовые прогнозы по динамике российской экономики, оптимистично заявил глава МЭР Алексей Улюкаев. Ему кажется, что "признаки некоторого улучшения существуют в части инвестклимата, динамики производства, складских запасов. Мы покидаем наиболее низкую зону, в которой мы пребывали начиная с четвертого квартала 2012 года, но в основном во втором-третьем квартале текущего года".
Однако эксперты настроены менее оптимистично.

Как заявил замдиректора института "Центр развития" НИУ ВШЭ Валерий Миронов, "в этом году произошло замедление экономического роста до 2%, хотя еще в начале года все прогнозировали больше 3%. Мы давно говорили о замедлении, но оно даже превзошло ожидания. Почему? В первую очередь это из-за субъективного фактора. Резко снизилась инвестиционная активность и никак не восстанавливается. Можно было ожидать, что в этом году инвестиции вырастут примерно на 3,5%, а они за восемь месяцев снизились на 1,5% или даже больше. Конечно, можно говорить, что это произошло из-за снижения рентабельности на 20%, что тоже влияет обычно на инвестиции в России, с точки зрения эконометрики. Но даже падение рентабельности на 20% объясняет снижение инвестиций только процента на два".

"Возможно, здесь сказывается и постоянная смена руководства в Министерстве экономического развития, которое определяет внутреннюю экономическую политику, и торговые войны. В сентябре произошло знаковое явление: со снятой сезонностью сократился или был близок к нулю темп роста основного «двигателя» в предшествующем месяце, того, что российскую экономику еще удерживало в положительной сфере – это рост розничного товарооборота. Он на 3% год к году вырос, но со снятой сезонностью это уже практически минус. Со снятой сезонностью он упал чуть-чуть. Можно говорить о стагнации".

Все большее замедление темпов роста экономики Миронов объясняет также тем, что при высоком уровне загрузки мощностей государство вряд ли он будет стимулировать экономический рост смягчением денежно-кредитной политики: "Новые руководители подвержены правильной тенденции к таргетированию инфляции, а все западные подходы современные к таргетированию инфляции предполагают, что ЦБ должен убедить экономику, каждого человека, что он не будет эмитировать деньги, что он снизит инфляцию. Считается полезным довести эту степень убежденности экономических агентов в антиинфляционности ЦБ. Довести даже такими мерами, допустим, экономика вступает в рецессию, а ЦБ ничего не делает, демонстрируя свою принципиальность. Это часто давало хорошие результаты, и возможно, у нас это будет удерживать руководство ЦБ от поддержки смягчения денежно-кредитной политики".

"Я не уверен, что у нас мощности есть свободные, поэтому не уверен, что если будет смягчена денежная политика, у нас будет устойчивый экономический рост. Он может произойти, если люди будут работать сверхурочно, но потом будет все равно снижение выпуска из-за роста издержек, из-за перегрева, из-за ускорения инфляции, чего нам не нужно. Какая-то принципиальность должна быть у экономической политики", - резюмирует Миронов.

Замдиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников напомнил, что "экономика стагнирует уже почти год. Факторы, которые действовали со стороны улучшения мировой конъюнктуры, цен на нефть, на другие товары прекратили свое действие, а новых не появилось. Большинство оптимистов рассчитывало на то, что у нас начнут расти инвестиции. Но к сожалению, это пока не сработало, потому что в условиях глобальной неопределенности на рынках, в том числе на мировом рынке инвесторы опасаются инвестировать, бояться реализовывать проекты, потому что завтра может что-то случиться, и риски высоки".

При этом, по словам Сальникова, "в России все-таки действительно инвестировать не везде легко. Ситуация по разным секторам не одинаковая. Есть довольно активно растущие сектора, которые сейчас растут на основе импорта замещения – это, прежде всего, химический комплекс, а также деревообработка и производство ряда непродовольственных потребительских товаров. Там компания на самом деле находит пространство для роста, прежде всего, это связано с инвестициями в импортозамещение".

Сальников считает, что "экономика России имеет большой потенциал роста, потому что по сравнению с западными странами у нас стандарты потребления еще очень низкие. И если повышать эффективность и расти, то расти еще можно долго. Другое дело, что инвесторы должны поверить, что не будет сильных шоков, и просто быть смелее. Это наш единственно возможный путь дальнейшего развития. Он достаточно сложный в том смысле, что, конечно, быстро этого не произойдет. У нас доля нефтегазовых ресурсов в производстве и экспорте очень велика, обрабатывающая промышленность слабо развита. Поэтому, конечно, чтобы сбалансировать эти два сектора, обрабатывающая промышленность лет 10-15 или больше должна развиваться достаточно высокими темпами. То есть это нормальные перспективы, это задача, но это задача на ближайшие 15-20 лет".