Маргвелашвили избран президентом. Что будет с остальными

Читать на сайте Вестник Кавказа

В воскресенье президентскими выборами в Грузии была окончательно демонтирована девятилетняя власть Единого национального движения (ЕНД). На смену Михаилу Саакашвили пришел выдвиженец от правящей коалиции «Грузинская мечта» (ГМ) Георгий Маргвелашвили.

Неожиданности в победе Маргвелашвили нет никакой. Еще до официального старта избирательной кампании было ясно, что кандидат от ГМ будет обладать солидным гандикапом перед остальными участниками выборов. Премьер Иванишвили одним заявлением оформил солидное преимущество Маргвелашвили над остальными участниками. «Голосуя за него, считайте, что голосуете за меня!», - объявил он избирателям. И впоследствии неоднократно повторил этот призыв. Стало понятно, что с Маргвелашвили конкурировать будет никому не под силу, а не выиграть выборы в первом туре он может лишь в том случае, если сторонники ГМ 27 октября вдруг проснутся совершенно аполитичными и не пойдут голосовать. Этого не произошло – согласно предварительным данным ЦИК и экзит-полам, Георгий Маргвелашвили набрал около 68% голосов избирателей (это около 47% от общего количества населения Грузии с избирательным правом).

На второе место претендовали два бывших председателя парламента – Давид Бакрадзе от ЕНД и Нино Бурджанадзе от «Демократического движения – Единая Грузия». Регулярно проводившиеся предварительные опросы избирателей ответа на вопрос в общем-то не давали – разрыв между кандидатами был небольшой и колебался то в пользу одного, то в пользу другого. Лишь ближе к выборам стало прорисовываться небольшое преимущество кандидата от бывшей партии власти. И тем удивительнее оказались предварительные итоги и данные экзит-полов выборов 27 октября: Бакрадзе набрал 22%, тогда как результат Бурджанадзе почти втрое меньше. Такое преимущество Бакрадзе, вероятно, можно объяснить тем, что избирателя, в конце концов, отшатнула «пророссийская» на фоне остальных кандидатов позиция Бурджанадзе.

При том, что ее звучные заявления о необходимости налаживания отношений с Москвой, об обладании возможностью восстановить территориальную целостность страны, о готовности сесть за стол переговоров со всеми, кто имеет отношение к этой проблеме, в том числе с президентом РФ Владимиром Путиным, так и не стали хоть минимальной помехой в обустройстве российскими военными границы в Южной Осетии с периодическим углублением вглубь грузинской территории. Другой фактор, обусловивший неудачу Бурджанадзе, - население все-таки не забыло, что она долгое время состояла во власти, и отошла от ЕНД и президента Саакашвили в оппозицию, лишь когда внутренние противоречия оставили ее не у дел.

Бурджанадзе, а особенно другой участник избирательной кампании - лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили, заговорили о фальсификации выборов. Их робко поддержали несколько других из 22 участников выборов, но это разговоры в пользу бедных. Наблюдатели не зафиксировали серьезных нарушений, а главный соперник Маргвелашвили – Бакрадзе поздравил победителя с победой. Так в Грузии завершился период правления ЕНД, и начинается новый этап.

Знаменателен он редкой для Грузии структурированностью политического спектра. Есть власть – коалиция «Грузинская мечта». Главная оппозиционная сила – ЕНД. Оппозиционная сила, способная занять «пророссийскую нишу», – Бурджанадзе с окружением. Судьба остальных политических партий, продемонстрировавших на прошедших выборах свою слабость и несостоятельность, туманна. Возможно, некоторые из них объявят о самороспуске, как намеревается сделать «Народная партия» Кобы Давиташвили. Другие, вроде Лейбористской партии, скорее всего, продолжат периодически подавать признаки жизни, дожидаясь наступления лучших времен. Но, скорее всего, большая часть политических организаций страны свое будущее начнет искать в союзе с сильными партнерами. В конце концов, в течение года состоятся важные выборы в местные органы самоуправления, и можно попытать счастья в них. Хотя фаворитами в них уже сейчас видятся те силы, что и в минувшее воскресенье – ГМ и ЕНД.

«Националы», можно сказать, продемонстрировали чудеса выживаемости вопреки прогнозам о развале после поражения на парламентских выборах. Находящиеся на свободе лидеры ЕНД во главе с Саакашвили дали понять, что долго быть в оппозиции не собираются. В частности, после президентских выборов Саакашвили заявил журналистам, что за последние годы он устал эмоционально и собирался некоторое время отдохнуть, отойдя от политики. Но планы пришлось корректировать – нынешнее положение не позволяет долго сидеть, сложа руки. Говоря так, уходящий президент, подчеркнул, что подразумевает приостановление правительством Иванишвили реализации всех значительных проектов, и то, что страна оказалась в состоянии «паузы», а это недопустимо.

Самый, пожалуй, интересный вопрос ближайшего будущего касается правящей «Грузинской мечты». Известно, что в течение недели после инаугурации нового президента, Иванишвили покинет пост премьер-министра и политику, перейдя в гражданский сектор. Ни для кого не секрет, что ГМ держалась на личном авторитете своего создателя, который, кстати, никогда не исключал, что коалиция может прекратить существование. Что будет по сути с разношерстной коалицией, сумеет ли она сохранить единство и авторитет и популярность у населения – важнейший вопрос ближайшего будущего. Так же как – кто станет премьером Грузии, имя которого Иванишвили собирается назвать в скором времени. Ведь, в конце концов, согласно Конституции, после инаугурации Маргвелашвили центр власти в Грузии официально сместится от президента к премьеру и парламенту. Схема, конституционально подготовленная контролировавшим парламент предыдущего созыва ЕНД для продолжения правления Саакашвили в качестве премьер-министра, дала сбой год назад на парламентских выборах. Победила «Грузинская мечта» и эту схему к современным грузинским реалиям придется приспосабливать именно ей.