Как Сванидзе видит решение межнациональных проблем
Читать на сайте Вестник КавказаВозрастающая напряженность в отношениях между местным населением и мигрантами, причем как внешними, так и внутренними стала тенденцией последних лет. Участившиеся в последнее время в России инциденты на межнациональной почве заставили экспертов говорить, что власти предержащие сознательно инспирируют такого рода конфликты, чтобы увести общественное мнение от насущных социально-экономических проблем. На прошедшем 22 октября в Уфе заседании Совета по межнациональным отношениям представители высшего руководства страны попытались доказать, что это не так.
См. также "ВК" "Как Путин видит решение межнациональных проблем" и "Как Слюняев видит решение межнациональных проблем"
Свою точку зрения на проблему на заседании высказал председатель комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе: "По мотивам того, что произошло в Бирюлёво, в частности, потому что сейчас уйти от этого, наверное, никак нельзя, у меня ощущение, что началось нечто похожее на антимигрантскую истерику в стране".
Сванидзе уверен, что "национальная проблема состоит не в мигрантах, она состоит во взаимоотношениях между гражданами нашей страны, прежде всего, разного этнического происхождения и вероисповедания. И здесь у радикальных националистов, с одной стороны, и у террористов, у людей, которые стоят, скажем, за взрывом волгоградского автобуса, цели одни и те же: эти цели – взорвать национальный мир в нашей стране, ухудшить, обострить межнациональные отношения".
По мнению Сванидзе, в стране "очень тяжелая социальная атмосфера, особенно в спальных районах больших городов. Очень высокий уровень социального раздражения, особенно среди молодежи. И этот уровень довольно умело и цинично канализируется профессиональными людьми, которые имеют, как правило, радикальную националистическую идеологию, канализируется в сторону межнационального неприятия. То есть, иначе говоря, социальная злоба трансформируется искусственно в злобу национальную, направляется соответствующим образом. Это, на мой взгляд, очень опасно и может иметь очень далеко идущие последствия".
Сванидзе убежден, что введение визового режима со странами СНГ "только ухудшит межнациональную ситуацию, усилит коррупционный фон и не приведет ни к каким позитивным результатам. Нужны меры разнообразного характера. Прежде всего, усиление влияния местного самоуправления, выборного на муниципальном уровне".
Что касается ответственности СМИ за происходящее, то по мнению Сванидзе, "мы имеем достаточно настильную, массовую, идущую уже долгие годы имперскую пропаганду. Имперская пропаганда может восприниматься как пропаганда патриотическая, как пропаганда славного прошлого нашей страны, но при этом она в большей степени способствует усилению националистических настроений, нежели патриотических. Нужно изменить вектор нашей государственной политики, нашей государственной пропаганды в сторону национальной терпимости, в сторону готовности людей разного этнического происхождения, вероисповедания, внешности, языка, культуры жить вместе друг с другом в одной стране, в стране под названием Россия".
"Мы можем по-разному относиться к Соединенным Штатам, в частности к их внешней политике. Но что касается внутренней, там меньше полувека назад в южных штатах были таблички «Только для белых» – в общественном транспорте, национальных парках. Сейчас там президент африканского происхождения. Это планомерная политика, жесткая государственная политика, которая велась десятилетиями и достигла определенного успеха. Это фильмы, мы говорим о Голливуде, популярные фильмы, в которых если это детективы, то действуют два полицейских, один из которых – белый, другой – черный и этот черный – хороший, а если он плохой, то рядом десять черных – хороших. Это очень жесткое отношение закона к любому проявлению национализма, в том числе в анекдотах, фольклоре, где угодно.
У нас мы не видим в СМИ, в кинематографе пропаганды совместного проживания представителей разных национальностей, разных культур – этого у нас нет, этого у нас нет абсолютно. Таким образом, у нас нет фактически пропаганды нормальных, терпимых межнациональных отношений", - сетует Сванидзе.
Говоря о проблеме мигрантов, он задался вопросом: "Где у нас программы, где у нас фильмы, в которых мы бы говорили о том, что мигранты – это не всегда абсолютное зло? Мы понимаем, что нам без них не обойтись, что нашей экономике без них не обойтись, что нам жить с мигрантами легальными, правильными, что не они виноваты в том, что происходит, виновата дикая коррупция, и они, приезжая в нашу страну, тоже становятся жертвами этой коррупции. Но у нас никакого позитива в том, что касается мигрантов, нет. Поэтому мы воспитываем отношение к мигрантам абсолютно негативное. Мы воспитываем национализм, а потом сами заигрываем на самом разном властном уровне с радикальными националистическими организациями и радикальными националистами, считая, что они и есть глас народа. Но глас народа соответствующим образом формируется. Если народу объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, и объяснять грамотно и планомерно, то народ не дурак, и он это поймет".