Москва- Баку: сотрудничество после выборов

Читать на сайте Вестник Кавказа

В России продолжают обсуждать результаты прошедших 9 октября выборов президента Азербайджана. Ключевой вопрос – как переизбрание Ильхама Алиева скажется на российско-азербайджанском сотрудничестве, в частности в энергетической сфере.

Анализируя ход выборов, директор Института Каспийского сотрудничества Сергей Михеев заявил: "На постсоветском пространстве, да и не только на постсоветском пространстве, выборы часто проходят или в ситуации бурной внутренней оппозиционной борьбы, или в ситуации внешнего давления, а иногда происходит и то, и другое. С Азербайджаном случилась совершенно уникальная ситуация: внутри страны мы видим консолидированную позицию элиты по поводу кандидата, крайне слабую оппозицию (частично она управляема, частично просто ни на что не способна) и действительно серьезную поддержку населения, связанную с тем, что получаемые от нефти и газа деньги вкладываются в том числе в реальное развитие страны".

Что касается внешнего контура, то здесь, по мнению Михеева, наблюдается "тоже редкое сбалансированное отношение к Азербайджану со стороны основных внешних игроков на данных выборах. С Западом все понятно - Азербайджан вписывается, так или иначе, в проект Южного энергетического коридора, который в лоббируется американцами, по доставке каспийских нефти и газа, а может быть, в дальнейшем, и среднеазиатских нефти и газа, в западном направлении. Поэтому у американцев и европейцев на данном этапе к Баку каких-то радикальных вопросов нет. Совершенно ясно, что они результаты этих выборов принимают".

Комментируя позицию Тегерана, политолог выразил мнение, что "Иран занял нейтральную позицию в отношении этих выборов, тем более что новый президент Рухани на всех направлениях показывает более гибкий подход, и я думаю, что такой же более гибкий подход иранцы будут практиковать и в отношениях с Баку. Вот эта уникальная ситуация внутренней консолидации и внешнего лояльного отношения всех основных центров силы и дала спокойный, предсказуемый результат".

Говоря о позиции России, Михеев выразил мнение, что "визит президента Путина накануне выборов был однозначным знаком – Россия поддерживает Ильхама Алиева на данных выборах. Я думаю, что в Баку тоже должны ценить эту ситуацию. Путин встретился с Алиевым, и это означало простую вещь: мы ценим сбалансированную политику Баку, мы поддерживаем господина Алиева на данных выборах, и мы готовы к дальнейшему развитию взаимовыгодных отношений и после выборов. Я уверен абсолютно, что такая позиция России оказала стабилизирующее влияние на протекание выборов… Во время визита Путина был подписан целый ряд соглашений, которыми на ближайшее время и задано направление нашего развития. Это и энергетика, и высокие технологии, и гуманитарное сотрудничество. Россия заинтересована в нормальных взаимовыгодных партнерских отношениях с Азербайджаном. Мы понимаем важность Азербайджана на наших южных рубежах, с одной стороны. С другой стороны, Азербайджан должен понимать, насколько на самом деле важно поддерживать нормальные, спокойные, конструктивные отношения для его же благополучного развития".

Об энергетическом сотрудничестве Москвы и Баку, в частности "Роснефти" и SOCAR рассказал эксперт Института востоковедения РАН, политолог Станислав Притчин. По его мнению, интерес "Роснефти" к сотрудничеству с Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR/ГНКАР) заключается не только в новых маршрутах поставок углеводородов, но и в том опыте шельфовых разработок, который на сегодняшний день имеется у SOCAR. Нужно говорить о том, что SOCAR - наверное, лидер на постсоветском пространстве в технологическом плане по освоению оффшорных месторождений".

Этот опыт был приобретенной Госнефтекомпанией благодаря многолетнему сотрудничеству с BP и самостоятельным наработкам, сказал эксперт, напомнив, что SOCAR самостоятельно развивает несколько крупных месторождений на Каспийском море.
""Роснефть" является крупнейшей российской компанией, которая в первую очередь будет осваивать ресурсы Арктики, однако, к сожалению, на сегодняшний день у компании нет самостоятельных мощностей и самостоятельных технологий по освоению ресурсов на шельфе, и поэтому я считаю, что сотрудничество с SOCAR - это одно из перспективных направлений именно в области подводного бурения и освоения подводных месторождений", - высказал заявил Притчин.

"Если говорить об экономическом сотрудничестве, то некоторое время назад была информация, что Госнефтефонд Азербайджана в рамках диверсификация рисков вкладывает свои ресурсы в девелоперские проекты в России, что тоже является показателем того, что для азербайджанского нефтяного фонда, в котором аккумулируется основная прибыль от добычи и продажи нефти и газа, российская экономика является достаточно интересной и стабильной, с точки зрения Баку, в плане диверсификации своих финансовых рисков", - отметил политолог.

Также Притчин обратил внимание на то, что при проведении анализа взаимной торговли становится видно, что российский экспорт в Азербайджан - товары высокой степени переработки. "Они в меньшей степени подвержены каким-то экономическим кризисам - для России это очень важно. Если абстрагироваться от нефтяного экспорта (Россия является по этому показателю главным торговым партнером Азербайджана), то будем говорить о чисто торговых, несырьевых сделках. В этой связи, я думаю, есть определенные перспективы по сотрудничеству", - выразил уверенность эксперт ИВ РАН.

"Высокая динамика по сотрудничеству наблюдается в военно-технической сфере. Здесь обоюдная заинтересованность, и ресурсы, которые есть, и самостоятельные оружейные программы, и сотрудничество с российским ВПК, который является одним из наиболее динамичных секторов нашей экономики. Можно считать, что это тоже одно из направлений, перспективных для сотрудничества", - заявил Станислав Притчин.